На иконах типа «Знамение» Богоматерь принято изображать с поднятыми вверх руками и раскрытыми ладонями. Этот жест олицетворяет молитву обо всех христианах, включая грешников, и заступничество перед Христом. На груди Богородицы в круглом медальоне изображают Спаса Эммануила — Христа в виде мальчика-подростка. Такой образ должен был напоминать прихожанам о двойственной природе Иисуса и о том, что он был не только богом, но и человеком — рос и взрослел, как обычный ребенок.
Икона из коллекции Архиерейского дома написано необычно яркими красками — синей, красной, зеленой вместо привычных для русской иконописи приглушенных и темных тонов. Богородица облачена в красную тунику с золотой каймой по вороту. Ее голову и плечи покрывает мафорий — синее покрывало с золотистой отделкой и тремя звездами, которые расположились на лбу и плечах Богоматери: они символизируют ее непорочность до, во время и после рождения Иисуса. Мафорий чаще всего изображали красным, синий цвет этого элемента в русских иконах встречается редко.
Спас Эммануил написан в круге, граница которого отмечена белыми точками. Христос облачен розовый хитон и синий плащ-гиматий. В одной руке он сжимает свиток, другой как бы благословляет зрителей. Всю его фигуру окутывает сияние, а вокруг головы Богородицы находится лучистый нимб.
Большинство мелких деталей иконы имеет особый религиозный смысл. Например, золотые нарукавники-поручи символизируют служение Христу и церкви. А красный и золотой цвета в одеянии Богородицы служат символом ее божественной власти над верующими.
Лицо и фигура Богоматери написаны необычно: ее шея выглядит очень массивной, лицо широкое, с крупными чертами, а слегка раскосые глаза придают сходство с женщинами сибирских кочевых народов. Христа, Богородицу и святых часто изображали в таком духе, если икона предназначалась для разных этнических групп. Женщин на образах писали с монголоидным разрезом глаз, а мужчины часто приобретали длинные висячие усы на татарский манер. При этом их одеяния оставались прежними, похожими на греческие.
Икона из коллекции Архиерейского дома написано необычно яркими красками — синей, красной, зеленой вместо привычных для русской иконописи приглушенных и темных тонов. Богородица облачена в красную тунику с золотой каймой по вороту. Ее голову и плечи покрывает мафорий — синее покрывало с золотистой отделкой и тремя звездами, которые расположились на лбу и плечах Богоматери: они символизируют ее непорочность до, во время и после рождения Иисуса. Мафорий чаще всего изображали красным, синий цвет этого элемента в русских иконах встречается редко.
Спас Эммануил написан в круге, граница которого отмечена белыми точками. Христос облачен розовый хитон и синий плащ-гиматий. В одной руке он сжимает свиток, другой как бы благословляет зрителей. Всю его фигуру окутывает сияние, а вокруг головы Богородицы находится лучистый нимб.
Большинство мелких деталей иконы имеет особый религиозный смысл. Например, золотые нарукавники-поручи символизируют служение Христу и церкви. А красный и золотой цвета в одеянии Богородицы служат символом ее божественной власти над верующими.
Лицо и фигура Богоматери написаны необычно: ее шея выглядит очень массивной, лицо широкое, с крупными чертами, а слегка раскосые глаза придают сходство с женщинами сибирских кочевых народов. Христа, Богородицу и святых часто изображали в таком духе, если икона предназначалась для разных этнических групп. Женщин на образах писали с монголоидным разрезом глаз, а мужчины часто приобретали длинные висячие усы на татарский манер. При этом их одеяния оставались прежними, похожими на греческие.