Золотые бляшки с изображением львов и пантер принадлежат к числу уникальных находок, обнаруженных на территории Белгородской области. Археологи относят их к скифской культуре, которая была распространена в VII–III вв. до н. э. В Древнем мире скифы были одними из самых больших любителей золота. Оно сопровождало их от детской колыбели до могильного кургана. Сверкающий металл символизировал у скифов бессмертие, всемогущество, свет и солнце. Золото также считалось атрибутом царской власти.
С древнейших времён скифское золото было предметом «чёрной» охоты, в ходе которой разорялись древние захоронения. Однако иногда археологов ждёт удача и они открывают богатое погребение. Обнаруженные предметы не только обогащают известную нам материальную культуру древних, но и отражают их представления о мире, мифологические и религиозные верования. Таким образом, предметы, найденные в ходе археологических исследований, становятся источником максимальных сведений о духовной жизни создавшего их народа.
В 1940–1960‑е годы в Белгородском крае археологи выявили памятники скифского времени: городища, курганные могильники. Постепенно складывалась картина жизни этих племён.
Один из курганных могильников был обнаружен в с. Дуровка (ныне с. Вербное Красненского района Белгородской области). В северной части могилы были найдены останки мужчины и женщины 35–45 лет. Обилие и роскошь погребального инвентаря свидетельствовали об их высоком социальном статусе. Здесь были найдены фрагменты панциря, наконечники стрел, конская упряжь, античная амфора и серебряный ритон.
С древнейших времён скифское золото было предметом «чёрной» охоты, в ходе которой разорялись древние захоронения. Однако иногда археологов ждёт удача и они открывают богатое погребение. Обнаруженные предметы не только обогащают известную нам материальную культуру древних, но и отражают их представления о мире, мифологические и религиозные верования. Таким образом, предметы, найденные в ходе археологических исследований, становятся источником максимальных сведений о духовной жизни создавшего их народа.
В 1940–1960‑е годы в Белгородском крае археологи выявили памятники скифского времени: городища, курганные могильники. Постепенно складывалась картина жизни этих племён.
Один из курганных могильников был обнаружен в с. Дуровка (ныне с. Вербное Красненского района Белгородской области). В северной части могилы были найдены останки мужчины и женщины 35–45 лет. Обилие и роскошь погребального инвентаря свидетельствовали об их высоком социальном статусе. Здесь были найдены фрагменты панциря, наконечники стрел, конская упряжь, античная амфора и серебряный ритон.
Погребённые были одеты в дорогие одежды, сплошь расшитые золотыми бляшками. Во всей могиле было собрано более 600 золотых бляшек различных форм и размеров. Очень интересны находки с изображениями в «зверином стиле». В скифском мире предмет, украшенный изображением животного, приобретал магическое значение: скифы верили, что все качества изображённых животных передаются их хозяину, его оружию и коню.
Так, конь или кулан были символами свободы и воли, кабан — олицетворением мужской силы, воинской доблести, олень — изящества и красоты. Представленная золотая ажурная нашивная бляшка с изображением львов и пантер означала поражающую силу и мощь или могла использоваться как символ воина.