Блокнот Борисова Панкратия Иовича — первого учителя в Среднеканском районе и основателя Сеймчанского краеведческого музея. Блокнот, по сути, является ежедневником. Заполнен рукописными записями. На страницах блокнота собраны некоторые исторические сведения, различные заметки по организации работы недавно открытого музея и другие записи связанные с ежедневной деловой деятельностью Борисова П.И.
1 / 5
Блокнот Борисова П.И.
Время создания
1986
Место создания
посёлок Сеймчан
Размер
12,5x17 см
100 листов; размер в обложке – 18х13,3
100 листов; размер в обложке – 18х13,3
Техника
пластмасса, картон, бумага, рукопись
Коллекция
0
Открыть в приложении#2
#4
П.И. Борисов родился 14 июля 1911 года в селе Павловское Якутского уезда в семье крестьян. Очень рано он приобщился к тяжёлому крестьянскому труду. В 7 лет он уже начал боронить, в 10 — вывозил на лошадях сено, дрова из лесу, в 12 — пахал однолемешным плугом, косил и сгребал сено, серпом жал пшеницу и рожь, в 14 — стоговал, заготавливал дрова, в 16 — мог сесть на любого необученного коня.
Окончив в городе Якутске двухгодичную школу с педагогическим уклоном, приехал в Колымский край по направлению Наркомпроса. Молодому учителю предлагали выбрать место работы: река Лена, Верхоянск, Колыма. Река Лена и Верхоянск к этому времени были уже более-менее обжиты. И он выбрал самый отдалённый район Якутии, то, что было потруднее — Колыму. Простому русскому пареньку Панкратию Борисову в ту пору едва исполнилось 19 лет. Он хорошо владел якутским языком, это ему очень помогло, ведь русский язык почти никто из местного населения не знал. В 1930 года в Сеймчане Магаданской области Борисов открыл первую школу для детей якутов, юкагиров, эвенов.
Прошёл год. Убедившись, что молодой учитель справился с порученным ему делом, Панкратия Борисова посылают открывать школу на реке Ясачной (ныне с. Нелемное).
Панкратий Иович признавался, что в Нелемном было труднее, особенно с питанием, ведь юкагиры занимались только традиционными промыслами, не держали коров. Охота и рыболовство не всегда были удачными, и население часто голодало. Борисов в первое время был и директором, и учителем, и воспитателем, и ночным сторожем, и снабженцем. Ни один ребенок не знал русского языка. Ему приходилось преподавать на якутском языке, а русский ребята изучали как предмет. Но молодой учитель видел, как стараются познать новое его ученики, как преуспевают в учебе — и это придавало ему силы. Целый год прожил он тогда без зарплаты, без никакой помощи. Его одежда износилась, тогда женщины сшили Панкратию рубашку из лозунга, буквы которого не стирались. Позднее П.И .Борисов с гордостью скажет, что его ученики работают во всех отраслях народного хозяйства, культуры, образовании… Среди его учеников есть лётчики, механизаторы, учителя, врачи, геологи, строители, знатные животноводы и охотники, люди, занимающие руководящие посты. Учеников у Панкратия Иовича за 17 лет работы в школе было много, они всегда с большой любовью и благодарностью вспоминали о своём первом учителе.
Окончив в городе Якутске двухгодичную школу с педагогическим уклоном, приехал в Колымский край по направлению Наркомпроса. Молодому учителю предлагали выбрать место работы: река Лена, Верхоянск, Колыма. Река Лена и Верхоянск к этому времени были уже более-менее обжиты. И он выбрал самый отдалённый район Якутии, то, что было потруднее — Колыму. Простому русскому пареньку Панкратию Борисову в ту пору едва исполнилось 19 лет. Он хорошо владел якутским языком, это ему очень помогло, ведь русский язык почти никто из местного населения не знал. В 1930 года в Сеймчане Магаданской области Борисов открыл первую школу для детей якутов, юкагиров, эвенов.
Прошёл год. Убедившись, что молодой учитель справился с порученным ему делом, Панкратия Борисова посылают открывать школу на реке Ясачной (ныне с. Нелемное).
Панкратий Иович признавался, что в Нелемном было труднее, особенно с питанием, ведь юкагиры занимались только традиционными промыслами, не держали коров. Охота и рыболовство не всегда были удачными, и население часто голодало. Борисов в первое время был и директором, и учителем, и воспитателем, и ночным сторожем, и снабженцем. Ни один ребенок не знал русского языка. Ему приходилось преподавать на якутском языке, а русский ребята изучали как предмет. Но молодой учитель видел, как стараются познать новое его ученики, как преуспевают в учебе — и это придавало ему силы. Целый год прожил он тогда без зарплаты, без никакой помощи. Его одежда износилась, тогда женщины сшили Панкратию рубашку из лозунга, буквы которого не стирались. Позднее П.И .Борисов с гордостью скажет, что его ученики работают во всех отраслях народного хозяйства, культуры, образовании… Среди его учеников есть лётчики, механизаторы, учителя, врачи, геологи, строители, знатные животноводы и охотники, люди, занимающие руководящие посты. Учеников у Панкратия Иовича за 17 лет работы в школе было много, они всегда с большой любовью и благодарностью вспоминали о своём первом учителе.
Из газеты «Колымские новости», 6 октября 2015 года
читать дальшескрыть
Блокнот Борисова П.И.
Время создания
1986
Место создания
посёлок Сеймчан
Размер
12,5x17 см
100 листов; размер в обложке – 18х13,3
100 листов; размер в обложке – 18х13,3
Техника
пластмасса, картон, бумага, рукопись
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться