В ГМИИ с 1930 г. из музея-усадьбы Остафьево.
Благовещение. Поклонение младенцу
Время создания
XV-XVI век
Размер
112x109x109 см
112×109 см, 112×109 см
112×109 см, 112×109 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Мастер легенды о св. Георгии
Поклонение младенцу
#2
#3
Праздничная сторона
#4
Две створки большого алтаря с изображением «Благовещения» и «Поклонение Младенцу Христу» созданы художником, знакомым с современным ему искусством Нидерландов. На внутренней, праздничной стороне створок, изображены евангельские сцены, действие которых происходит на фоне земного пейзажа и в реальном интерьере. В «Благовещении» ангел опускается на колени перед смиренно принимающей его весть Марией. Комната наполнена множеством разнообразны предметов, написанных с величайшей тщательностью. Но при всей живости изображения мастера интересуют не бытовые подробности, а символический подтекст события, им определен выбор предметов, находящихся в комнате: подсвечник означал мать и дитя, блестящая медная посуда и сосуды с прозрачной водой намекали на чистоту и непорочность Марии, книги — на ее мудрость, яблоки — на первородный грех, который искупит Христос, рожденный Пресвятой Девой. Дьяконское одеяние архангела и аналой перед Богоматерью приравнивали домашний интерьер к алтарю храма.
#11
Мастер легенды о св. Георгии. «Благовещение»
#6
Действие сцены «Поклонение Младенцу Христу» происходит на фоне пейзажа, каждая фигура, каждый предмет обретает в этом пространстве самостоятельное значение. Мастер последовательно излагает цепь событий — слева видно путешествие святого семейства в Вифлеем, в центре — само Рождество, справа — Благовестие пастухам. Мария смиренно поклоняется новорожденному Младенцу, который лежит на крае ее плаща. Тут же преклонил колена св. Иосиф со свечой в руке, вверху ангелы поют славу Господню. В заброшенной готической часовенке разложен костер и греется вода для омовения Младенца. Несмотря на множество реальных и бытовых подробностей, символика в изображении сохранила свое значение: развалины намекают на храм царя Соломона. Символичны ягоды и цветы в картине: чертополох обозначает страдания Христа, земляника — праведность и духовность, гвоздика — символ материнства и намекает на слезы Девы Марии по ее умершему сыну. Как дань традиции, мастер сохранил в алтарных изображениях праздничного цикла золотой фон вместо неба.
#12
Оборотная сторона
#13
На обороте «Благовещение» святой Эгидий раздает свое имущество бедным.
#14
Мастер легенды о св. Георгии. «Святой Эгидий раздает свое имущество бедным»
#16
На обороте «Поклонение младенцу» святой Эгидий, раненный во время королевской охоты.
#17
Мастер легенды о св. Георгии. «Святой Эгидий, раненный во время королевской охоты»
читать дальшескрыть
Благовещение. Поклонение младенцу
Время создания
XV-XVI век
Размер
112x109x109 см
112×109 см, 112×109 см
112×109 см, 112×109 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться