Шейные украшения — наиболее яркие детали в женском средневековом костюме. В Иднакаре девушки и женщины носили богатые ожерелья из нескольких низок разноцветных стеклянных бус и бисера, дополненных изящными подвесками.
Слово «бусы» в современном значении появилось в русском языке в XVII веке, а до того эту разновидность украшений называли ожерельем, то есть тем, что носят вокруг горла или — по-старославянски — жерла.
Стеклянные бусы были предметом импорта. Со многими другими товарами они поступали на чепецкие земли из Волжской Булгарии — центра торговли и крупного рынка. Там встречались скандинавские, древнерусские, арабские купцы со своими товарами, обменивались, покупали и продавали.
Бусы, найденные археологами в бассейне реки Чепцы, имеют ближневосточное и византийское происхождение. В коллекциях музея Иднакар находится множество глазчатых бусин. Их появление связано с представлениями древнего человека об окружающем мире. Люди верили, что взглядом можно связать себя с явлением или существом. Прямой зрительный контакт в мире животных считается сигналом к нападению или выражением угрозы — на уровне инстинктов это отражалось и на человеке.
Вера в «дурной глаз» и порчу встречается во всех культурах, начиная с самых древних. Наиболее ранние упоминания об этом найдены в клинописных текстах шумеров, вавилонян и ассирийцев, которые сделаны около пяти тысячелетий назад. В общем смысле концепция дурного глаза — это метафора возможной опасности. У многих народов мира глаз стал мифологическим символом, обладающим магической силой, благодаря которой герой может оставаться невидимым.
Для получения глазков в бока раскаленной бусины вплавляли стеклянные разноцветные прутики. Количество глазков могло обозначать достоинство бусины, ведь до распространения монет их иногда использовали в меновой торговле как деньги. Стоимость бус в Средневековье была очень высока. Арабские путешественники указывали, что «покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жен».
В XII–XIII веках, с началом торговых отношений Прикамья со славянским миром, восточные украшения постепенно уступили место изделиям древнерусских мастеров.