В коллекции музея представлен театральный бинокль конца XIX века. Такие бинокли изобрели в начале XVIII века, чтобы сделать просмотр театрального представления более комфортным. Однако поначалу они не были популярными, потому что технологии того времени не отличались совершенством.
Первый театральный бинокль появился в 1756 году в Вене. Создателем его стал оптик и изобретатель по имени Кристоф Фохлэндер, который основал фамильное предприятие, специализирующееся на оптике и механике. В 1823 году театральный бинокль впервые поступил в продажу.
В этот же период возросла и его популярность среди поклонников театрального искусства. «Букетик фиалок, вышитая косынка, большой оперный бинокль и флакон с нюхательной солью — вот четыре вещи, которые модной даме необходимо иметь в театре», — писал журнал Journal des dames et des modes в 1823 году.
Правда, первые оптические приборы были весьма далеки от идеала и стоили довольно дорого: бинокли часто искажали изображение происходящего на театральной сцене действа. Этой проблеме со временем нашлось решение, но только по прошествии нескольких лет, когда в производство вошли новые линзы и призмы, которые изобрел немецкий физик Эрнст Аббе.
Изобретение на тот момент считалось уникальным. Такие линзы отлично регулировали изображение, делая его более четким, хорошо приближали картину на сцене и не требовали постоянно увеличивать длину корпуса бинокля. В XIX веке театральные бинокли считались самыми точными. Изделия богато декорировали: покрывали серебром, золотом, добавляли вставки из перламутра и слоновой кости.
В Россию мода на театральные бинокли пришла в XIX веке. В этот период в Петербурге существовало несколько магазинов оптических приборов, которые специализировались в том числе на изделиях для театра. При этом Российская империя не производила оптических приборов в достаточном количестве, чтобы удовлетворить все потребности рынка. Лишь в конце XIX столетия такие крупные отечественные производители, как фирма Ивана Яковлевича Урлауба в Петербурге, смогли предоставить потребителю адекватные времени приборы. А в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде состоялась промышленно-художественная выставка, фирме Ивана Урлауба была присуждена золотая медаль «За безукоризненную шлифовку оптических чечевиц и производство биноклей».
Со временем театральные бинокли начали использовать не только для наблюдения за спектаклями. Они полезны и на других зрелищных событиях, будь то спортивные соревнования или цирковые представления. Главная особенность театрального бинокля — его малый размер: он компактный, легкий и красивый.
Первый театральный бинокль появился в 1756 году в Вене. Создателем его стал оптик и изобретатель по имени Кристоф Фохлэндер, который основал фамильное предприятие, специализирующееся на оптике и механике. В 1823 году театральный бинокль впервые поступил в продажу.
В этот же период возросла и его популярность среди поклонников театрального искусства. «Букетик фиалок, вышитая косынка, большой оперный бинокль и флакон с нюхательной солью — вот четыре вещи, которые модной даме необходимо иметь в театре», — писал журнал Journal des dames et des modes в 1823 году.
Правда, первые оптические приборы были весьма далеки от идеала и стоили довольно дорого: бинокли часто искажали изображение происходящего на театральной сцене действа. Этой проблеме со временем нашлось решение, но только по прошествии нескольких лет, когда в производство вошли новые линзы и призмы, которые изобрел немецкий физик Эрнст Аббе.
Изобретение на тот момент считалось уникальным. Такие линзы отлично регулировали изображение, делая его более четким, хорошо приближали картину на сцене и не требовали постоянно увеличивать длину корпуса бинокля. В XIX веке театральные бинокли считались самыми точными. Изделия богато декорировали: покрывали серебром, золотом, добавляли вставки из перламутра и слоновой кости.
В Россию мода на театральные бинокли пришла в XIX веке. В этот период в Петербурге существовало несколько магазинов оптических приборов, которые специализировались в том числе на изделиях для театра. При этом Российская империя не производила оптических приборов в достаточном количестве, чтобы удовлетворить все потребности рынка. Лишь в конце XIX столетия такие крупные отечественные производители, как фирма Ивана Яковлевича Урлауба в Петербурге, смогли предоставить потребителю адекватные времени приборы. А в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде состоялась промышленно-художественная выставка, фирме Ивана Урлауба была присуждена золотая медаль «За безукоризненную шлифовку оптических чечевиц и производство биноклей».
Со временем театральные бинокли начали использовать не только для наблюдения за спектаклями. Они полезны и на других зрелищных событиях, будь то спортивные соревнования или цирковые представления. Главная особенность театрального бинокля — его малый размер: он компактный, легкий и красивый.