Билет государственный кредитный достоинством пятьсот рублей № БЬ 072586. 1912 год.
Во время правления Николая II (1894–1917 гг.) произошел большой скачок в оборудовании и возможностях печатания денег. Банкноты этого периода отличаются красотой и проработанностью рисунка. Над дизайном трудились лучшие художники на протяжении многих лет. Выпускались банкноты номиналами от 5 до 500 рублей.
500 рублей помимо огромного номинала имели и наибольший физический размер среди банкнот России: 27×12,7 см
На аверсе изображен Малый Государственный Герб Российской Империи. В золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми большая корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Орёл держит золотые скипетр и державу.
На реверсе Пётр I Алексеевич, прозванный Великим, — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван.
Лицевая сторона банкноты 1912 года печаталась с использованием многокрасочной подложечной сетки. Оборотную сторону делали металлографским способом в одну краску без подложечной сетки. Характер оформления можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным формам.
Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.
Принято считать, что молодая женщина, в одежде которой причудливо сплелись готические, романтические и русские народные черты, держащая в правой руке скипетр, а в левой лавровую ветвь, — это аллегорическое изображение России.
На рубеже девяностых годов XIX века ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал изобретение, ставшее поистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, каким образом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски (до этого краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем — другой и т. д.). В результате чего достигалась поразительная точность совпадения красок, что особенно было заметно на стыках линий, переходящих из одного цвета в другой. Орловский способ печати и по сей день применяется при производстве банкнот.
При средней месячной зарплате рабочего в 35–50 рублей, можно представить, какую ценность имели 100 и 500 рублей.
В народе 500-рублевые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».
Подержать «Петеньку» в руках могли лишь самые состоятельные люди. Её мог в качестве жалованья получить тайный советник, чиновник высшего класса.
На всех банкнотах обязательно находятся подписи Управляющего банком и кассира. Поскольку на купюрах ставился только год образца (независимо от реального года выпуска), определить примерную дату можно по подписи управляющего: