Творческий тандем «Комар и Меламид» — дуэт художников Виталия Комара (род. 1943) и Александра Меламида (род. 1945), основателей и апологетов художественного направления «соц-арт», актуального в 1970–1990-е годы. В разные годы к объединению примыкали Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, участники арт-групп «Гнездо» и «Мухоморы». В 2003 году тандем распался. Художники продолжили работать уже по отдельности.
Виталий Комар и Александр Меламид познакомились в 1965 году во время обучения в МВХПУ (бывш. Строгановское училище). Первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в кафе «Синяя птица» в Москве в 1967 году. Летом 1972 года художники оформляли пионерский лагерь под Москвой, где у них возникла идея соц-арта — пародии на официальное советское искусство и образы массовой культуры в условиях перепроизводства идеологии. Для знаменитой впоследствии «Бульдозерной выставки» в Беляево они изобразили членов своих семей в виде плакатных героев, а себя — в виде Ленина и Сталина с классического медальона.
Всемирную славу художники снискали после двухлетней акции по рассылке известным политикам телеграмм, в которых художники выступали всемогущими «ангелами мщения», карающими стихийными бедствиями политическую несправедливость. Например, телеграмма, посланная аятолле Хомейни, гласила: «Мы, Комар и Меламид, берем на себя ответственность за землетрясение в Иране 14 ноября 1979 года, которое является ответом на захват американских заложников в Тегеране». В США Комар и Меламид основали фирму Komar and Melamid Inc., занимавшуюся куплей-продажей душ (в частности, они купили душу самого Энди Уорхола). С 1980-х годов Комар и Меламид — самые известные представители русского постмодернизма в мире.
Избранные общественные коллекции: Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музей современного искусства (Нью-Йорк), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Музей Stedelijk (Амстердам), Альбертина (Вена), Музей Людвига (Кельн), Музей искусств Сан-Франциско.
Виталий Комар и Александр Меламид познакомились в 1965 году во время обучения в МВХПУ (бывш. Строгановское училище). Первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в кафе «Синяя птица» в Москве в 1967 году. Летом 1972 года художники оформляли пионерский лагерь под Москвой, где у них возникла идея соц-арта — пародии на официальное советское искусство и образы массовой культуры в условиях перепроизводства идеологии. Для знаменитой впоследствии «Бульдозерной выставки» в Беляево они изобразили членов своих семей в виде плакатных героев, а себя — в виде Ленина и Сталина с классического медальона.
Всемирную славу художники снискали после двухлетней акции по рассылке известным политикам телеграмм, в которых художники выступали всемогущими «ангелами мщения», карающими стихийными бедствиями политическую несправедливость. Например, телеграмма, посланная аятолле Хомейни, гласила: «Мы, Комар и Меламид, берем на себя ответственность за землетрясение в Иране 14 ноября 1979 года, которое является ответом на захват американских заложников в Тегеране». В США Комар и Меламид основали фирму Komar and Melamid Inc., занимавшуюся куплей-продажей душ (в частности, они купили душу самого Энди Уорхола). С 1980-х годов Комар и Меламид — самые известные представители русского постмодернизма в мире.
Избранные общественные коллекции: Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музей современного искусства (Нью-Йорк), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Музей Stedelijk (Амстердам), Альбертина (Вена), Музей Людвига (Кельн), Музей искусств Сан-Франциско.