Бесермянский девичий костюм из коллекции Глазовского краеведческого музея носили в северных районах Удмуртии во второй половине XIX — начале ХХ века. Бесермяне — это малочисленный финно-угорский народ России, южноудмуртская этническая группа. Они долгое время жили на территории Булгарского государства, где часть группы приняла ислам и перестала отождествлять себя с удмуртами.
Название «бесермяне» восходит, возможно, к слову «мусульмане». После разгрома Волжской Булгарии бесермяне оказались в бассейне реки Чепцы Вятского края. Верующие бесермяне исповедуют православие, но в их традициях прослеживаются элементы ислама и язычества.
Традиционные бесермянские костюмы девочек, подростков, девушек и замужних женщин отличались друг от друга по трем параметрам: количеству вещей, головным уборам и способам украшения. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды: будничную, праздничную, обрядовую.
Костюм девочки был прост и состоял из платья свободного прямого покроя, которое называлось дэрем. Девочкам разрешалось ходить с непокрытыми волосами, которые обычно заплетали в одну девичью косу.
Головной убор девушек назывался такъя — это куполообразная шапочка с вязаной «шишечкой». Ее украшали рядами белых раковин каури, бисером и серебряными монетами. Сзади к такъе часто пришивали украшенную тесемку из плотной ткани с одной или двумя крупными монетами на конце, это была имитация косы. К бокам шапочки крепили по нитке бисера с монетами, они свободно висели на висках и заменяли девушке серьги.
Такъю надевали на гуляния, торжества и праздники. Повзрослевшая девушка до свадьбы должна была носить полный девичий комплект одежды, который включал льняные штаны до колен, рубаху туникообразного покроя, распашной халат, фартук, головной убор — платок или шапочку-такъю. Праздничный комплект состоял из тех же элементов, но его дополняли набором девичьих украшений. Правила этикета запрещали девушкам показывать ноги без чулок, онуч и обуви. Обувь могла быть плетеная из лыка или кожаная.
Название «бесермяне» восходит, возможно, к слову «мусульмане». После разгрома Волжской Булгарии бесермяне оказались в бассейне реки Чепцы Вятского края. Верующие бесермяне исповедуют православие, но в их традициях прослеживаются элементы ислама и язычества.
Традиционные бесермянские костюмы девочек, подростков, девушек и замужних женщин отличались друг от друга по трем параметрам: количеству вещей, головным уборам и способам украшения. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды: будничную, праздничную, обрядовую.
Костюм девочки был прост и состоял из платья свободного прямого покроя, которое называлось дэрем. Девочкам разрешалось ходить с непокрытыми волосами, которые обычно заплетали в одну девичью косу.
Головной убор девушек назывался такъя — это куполообразная шапочка с вязаной «шишечкой». Ее украшали рядами белых раковин каури, бисером и серебряными монетами. Сзади к такъе часто пришивали украшенную тесемку из плотной ткани с одной или двумя крупными монетами на конце, это была имитация косы. К бокам шапочки крепили по нитке бисера с монетами, они свободно висели на висках и заменяли девушке серьги.
Такъю надевали на гуляния, торжества и праздники. Повзрослевшая девушка до свадьбы должна была носить полный девичий комплект одежды, который включал льняные штаны до колен, рубаху туникообразного покроя, распашной халат, фартук, головной убор — платок или шапочку-такъю. Праздничный комплект состоял из тех же элементов, но его дополняли набором девичьих украшений. Правила этикета запрещали девушкам показывать ноги без чулок, онуч и обуви. Обувь могла быть плетеная из лыка или кожаная.