Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» — документе, созданном Нестором Летописцем в 1110-х годах. Вплоть до 1930-х годов лапти были популярной обувью в Восточной Европе и особенно в сельской местности.
Лапти, аналогичные тем, что хранятся в коллекции музея, мастерили в технике косого плетения из липового лыка. Этот материал заготавливали весной или осенью: кору нарезали длинными полосами, скручивали и хранили в высушенном виде в сенях или на чердаке. Перед плетением лыко сутки вымачивали в воде или распаривали в печи. Затем широкие фрагменты нарезали на узкие полоски и очищали от верхнего слоя коры. Из 40-60 пучков лыка, в каждом из которых было по 50 трубочек, получалось около 300 пар лаптей. Скорость плетения у разных мастеров различалась, но в среднем один мастер мог изготовить в день от двух до десяти пар.
Из шести подготовленных полос формировали основу лаптя — проплеток, его плели от пятки к носку. Когда головка была готова, лапоть натягивали на специальную колодку и плели бока — ушники, а также крепления для оборок — запятники. Подошву для прочности подковыривали вторым слоем лыка. Для этого использовали инструмент в виде плоского изогнутого шила — кочедык. Оба лаптя обычно плели по одной колодке, и поэтому в паре левый лапоть не отличался от правого. Готовую обувь срезали с колодки и обстукивали, чтобы выпрямить плетение и придать лаптю форму.
Одну пару лаптей в среднем носили одну-две недели, поэтому их заготавливали впрок по несколько десятков: за год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар. Если подошва протиралась, ее чинили, заново ковыряя кочедыком. Обычно лапти носили с портянками, а к ноге их крепили с помощью оборок — шнурков, скрученных из того же лыка, что и сама обувь.
Лапти были обувью самых бедных слоев населения России, поскольку материал для их плетения был доступным, техника — несложной, а сама обувь — практичной и достаточно удобной в носке. Плетением лыковых лаптей занимались целые поселения, а иногда даже регионы.
Поскольку лыковые лапти перестали использовать в повседневной жизни, технология их изготовления стала забываться. В наши дни обувь из лыка плетут только на заказ, чаще всего для участников фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.
Лапти, аналогичные тем, что хранятся в коллекции музея, мастерили в технике косого плетения из липового лыка. Этот материал заготавливали весной или осенью: кору нарезали длинными полосами, скручивали и хранили в высушенном виде в сенях или на чердаке. Перед плетением лыко сутки вымачивали в воде или распаривали в печи. Затем широкие фрагменты нарезали на узкие полоски и очищали от верхнего слоя коры. Из 40-60 пучков лыка, в каждом из которых было по 50 трубочек, получалось около 300 пар лаптей. Скорость плетения у разных мастеров различалась, но в среднем один мастер мог изготовить в день от двух до десяти пар.
Из шести подготовленных полос формировали основу лаптя — проплеток, его плели от пятки к носку. Когда головка была готова, лапоть натягивали на специальную колодку и плели бока — ушники, а также крепления для оборок — запятники. Подошву для прочности подковыривали вторым слоем лыка. Для этого использовали инструмент в виде плоского изогнутого шила — кочедык. Оба лаптя обычно плели по одной колодке, и поэтому в паре левый лапоть не отличался от правого. Готовую обувь срезали с колодки и обстукивали, чтобы выпрямить плетение и придать лаптю форму.
Одну пару лаптей в среднем носили одну-две недели, поэтому их заготавливали впрок по несколько десятков: за год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар. Если подошва протиралась, ее чинили, заново ковыряя кочедыком. Обычно лапти носили с портянками, а к ноге их крепили с помощью оборок — шнурков, скрученных из того же лыка, что и сама обувь.
Лапти были обувью самых бедных слоев населения России, поскольку материал для их плетения был доступным, техника — несложной, а сама обувь — практичной и достаточно удобной в носке. Плетением лыковых лаптей занимались целые поселения, а иногда даже регионы.
Поскольку лыковые лапти перестали использовать в повседневной жизни, технология их изготовления стала забываться. В наши дни обувь из лыка плетут только на заказ, чаще всего для участников фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.