Первые упражнения давались художнику с трудом. Наставника не было. Занятия в художественных студиях, где быстро сменялись преподаватели, не давали ответов на многочисленные вопросы. Именно тогда самообразование стало для художника основной формой познания. К сожалению, из первых этюдов, практически ничего не осталась. Два-три листа раскрывают лишь короткий, но чувственный эпизод композиционного поиска не банальных решений пейзажа.
Однако, несмотря на все сложности, к моменту поступления в институт семнадцатилетний юноша уже свободно и артистично владел рисунком и техникой акварельной живописи, чем поразил преподавателей на вступительных экзаменах.
В годы учёбы в институте, пейзаж, что вполне закономерно, отходит на второй план. В это время решение творческих задач концентрируется в области натюрморта и портрета. Здесь самостоятельность молодого художника проявилась в смелом и решительном осмыслении, освоении различных формальных, конструктивных и живописных задач. Помимо натурных работ, в конце 60-х художника увлекает конструирование художественных образов из своих представлений и памяти — появляются целые серии смелых живописных и графических картин. Параллельно интенсивным занятиям в институте он изучает различные технологии печатной графики, свойства материалов, посещает скульптурные классы Академии художеств, изучает керамику, серьёзно занимается начертательной геометрией. Результатом таких активных занятий становиться не только диплом об окончании ВУЗа, но и беспрецедентное, по тем временам, явление: персональная выставка студента V курса, Александра Варенцова (1971 г.).
Решительное и бесповоротное возвращение художника к пейзажу происходит с 1974 года. Молодой директор и преподаватель только что основанной им первой в Новгородской области художественной школы вывозит детей и педагогов школы на летнюю практику. Здесь он начинает серьёзно и сложно работать над пейзажем новгородской земли. Работы этого периода делятся на две группы — одни внимательные натурные, написанные в традиционной структуре, другие — связаны с освоением метода П. Сезанна и традиций кубизма. Интерес к этой области искусства возник ещё в годы учёбы. Особенно волновали пластические искания, острая характерность образов, эмоциональность живописи мастеров прошлого века. Русские мастера того периода с их добротной, спокойной и традиционной, как тогда казалось, живописью — интересовали гораздо меньше, вызывая ощущение хорошо знакомого прошлого, малоактуального для современности.
Использованы материалы, подготовленные искусствоведом С.В. Акифьевой.