Уральская природа вошла в жизнь художника Николая Чеснокова с самого детства. Он родился в Пермском крае в семье лесника и рос на лесном кордоне. Так что именно окружающая среда со временем стала основным источником вдохновения для его творчества. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1950-х годов, Николай Чесноков много путешествовал по южному, среднему и северному Уралу.
Особое значение в его творчестве имела поездка 1963 года на Приполярный Урал, самую высокую точку Уральских гор. Несколько месяцев художник жил в поселке, построенном для геологической экспедиции. Каждый день он поднимался с этюдником в горы в поисках новых видов и впечатлений. Любитель зимних пейзажей, Чесноков не боялся холода. Низкие температуры не становились преградой для активного художественного процесса, который не прекращался, несмотря на деревенеющие от стужи пальцы и замерзающие в тюбиках краски.
Суровая и величественная красота Севера вдохновила художника на создание серии живописных пейзажей, посвященных краю. Из этой серии и композиция «Белая ночь. Приполярный Урал», которая отражала монументальность образов и проникновенную романтику «сурового стиля». Представителем его в уральской живописи был Николай Чесноков.
Величественные северные просторы включают в себя протяженные гряды пологих гор, покрытых местами диагональными полосами снега. На первом плане — маленькая сюжетная сценка: хозяева тундры — два оленевода в национальной одежде с капюшонами, украшенной яркими декоративными полосами, — держат на связке гордых животных. С помощью этих фигур художник напоминает о своеобразии человеческого бытования в этих бесконечных холодных просторах. Искренность и свежесть восприятия природного мотива, ясность композиционно-пластического решения отличают полотно, на котором мастер запечатлел состояние приполярного лета. Он отразил тот редкий момент, когда в июне–июле ненадолго наступают белые ночи с их особой атмосферой тишины, застывшей над вековыми просторами Севера. Этот великолепный пейзаж сам художник отмечал как особый в своем творчестве еще по одной причине.
Обычно работа давалась ему с большим напряжением. По воспоминаниям Чеснокова, он «писал долго, мучаясь, переписывая, смывая и снова переписывая. Только однажды мне удалось быстро и без переписок за пять дней создать пейзаж „Белая ночь“… но это, к сожалению, было исключением в моей работе».
Особое значение в его творчестве имела поездка 1963 года на Приполярный Урал, самую высокую точку Уральских гор. Несколько месяцев художник жил в поселке, построенном для геологической экспедиции. Каждый день он поднимался с этюдником в горы в поисках новых видов и впечатлений. Любитель зимних пейзажей, Чесноков не боялся холода. Низкие температуры не становились преградой для активного художественного процесса, который не прекращался, несмотря на деревенеющие от стужи пальцы и замерзающие в тюбиках краски.
Суровая и величественная красота Севера вдохновила художника на создание серии живописных пейзажей, посвященных краю. Из этой серии и композиция «Белая ночь. Приполярный Урал», которая отражала монументальность образов и проникновенную романтику «сурового стиля». Представителем его в уральской живописи был Николай Чесноков.
Величественные северные просторы включают в себя протяженные гряды пологих гор, покрытых местами диагональными полосами снега. На первом плане — маленькая сюжетная сценка: хозяева тундры — два оленевода в национальной одежде с капюшонами, украшенной яркими декоративными полосами, — держат на связке гордых животных. С помощью этих фигур художник напоминает о своеобразии человеческого бытования в этих бесконечных холодных просторах. Искренность и свежесть восприятия природного мотива, ясность композиционно-пластического решения отличают полотно, на котором мастер запечатлел состояние приполярного лета. Он отразил тот редкий момент, когда в июне–июле ненадолго наступают белые ночи с их особой атмосферой тишины, застывшей над вековыми просторами Севера. Этот великолепный пейзаж сам художник отмечал как особый в своем творчестве еще по одной причине.
Обычно работа давалась ему с большим напряжением. По воспоминаниям Чеснокова, он «писал долго, мучаясь, переписывая, смывая и снова переписывая. Только однажды мне удалось быстро и без переписок за пять дней создать пейзаж „Белая ночь“… но это, к сожалению, было исключением в моей работе».