Русский художник, график, член объединения «Круг художников» (1926—1929). Родился 19 мая 1890 года в селе Бондари Тамбовской губернии. С 1905 года учился живописи в Москве у Л.О. Пастернака, В.Н. Мешкова. В середине 1920-х посещал АХ-ВХУТЕМАС как вольнослушатель. Участник выставок с 1916 года. После 1917 принимал участие в реализации Плана монументальной пропаганды, оформлял праздничные шествия и демонстрации. В 1919—1922 заведующий сектором изобразительного искусства губернского отдела народного образования в Твери. С 1923 года жил в Петрограде-Ленинграде. В 1927—1929 член и экспонент объединения «Круг художников». С 1932 член Союза художников, в 1938 году был исключен «за формализм», с тех пор в официальной художественной жизни не участвовал.
В 1950–1960-е годы много работает в живописи, создает работы, посвященные Великой Отечественной войне. Пишет пейзажи (Петербурга и Мурманска), натюрморты («Цветы за занавеской», «Натюрморт со скрипкой»), сцены городской жизни.
В 1985 году судьбой художника заинтересовался писатель Семен Борисович Ласкин, узнавший о Калужнине от искусствоведа Бориса Давыдовича Суриса. Ласкин, открывший наследие художника широкой публике, в 1991 году выпустил роман «…Вечности заложник», посвященный Василию Калужнину.
В начале Великой Отечественной войны участвовал в эвакуации картин Государственного Эрмитажа. Жил и работал в блокадном Ленинграде. В военное время служил художником-оформителем в Доме офицеров.
В послевоенные годы преподавал в Ленинградской средней художественной школе.
Жил в коммунальной квартире на Литейном проспекте, в доме 16. Умер 23 апреля 1967 в больнице на улице Чайковского в Ленинграде.
Жил в коммунальной квартире на Литейном проспекте, в доме 16. Умер 23 апреля 1967 в больнице на улице Чайковского в Ленинграде.
Работал в основном сангиной и углем в графике, в живописи — темперой и маслом. В ранних работах преобладают темы театра и балета, обнаженной натуры, портрета. В живописи — виды Петербурга. Особое место в творчестве занимают работы, связанные с эпохой Возрождения (образы Данте Алигьери, Леонардо до Винчи). Создавал эскизы театральных костюмов, работал над темой индустриализации (например, метростроения).
Известен портрет Анны Ахматовой, работы Калужнина (бумага, уголь, 1920-е), называемый также «Ахматова-Данте». В годы Блокады Ленинграда создавал пейзажи осажденного города. Много работал над темой «Эвакуация Эрмитажных картин».
В 1950–1960-е годы много работает в живописи, создает работы, посвященные Великой Отечественной войне. Пишет пейзажи (Петербурга и Мурманска), натюрморты («Цветы за занавеской», «Натюрморт со скрипкой»), сцены городской жизни.
В 1985 году судьбой художника заинтересовался писатель Семен Борисович Ласкин, узнавший о Калужнине от искусствоведа Бориса Давыдовича Суриса. Ласкин, открывший наследие художника широкой публике, в 1991 году выпустил роман «…Вечности заложник», посвященный Василию Калужнину.
Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Мурманском областном художественном музее.