Баян — русский музыкальный инструмент, относится к числу совершенных гармоник. Впервые название «баян» появилось в концертных анонсах, датированных 1891 годом, ранее такие инструменты назывались исключительно гармониками.
Историки полагают, что гармоника произошла от распространенного в Азии музыкального инструмента шена, который появился на Руси во времена татаро-монгольского нашествия. Вскоре этот необычный инструмент добрался до Европы, где претерпел некоторые изменения в конструкции и быстро стал популярен.
В России гармоника получила широкое распространение только в XIX веке, когда на ярмарке в Нижнем Новгороде известный фабрикант и оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов (1793–1855) купил немецкую однорядную гармонь. По возвращении домой он изготовил копию, не уступавшую по качеству звучания иностранному оригиналу, а затем открыл мастерскую по изготовлению гармоник.
Первое фабричное производство новых для России музыкальных инструментов было запущено в 40-х годах XIX века в Туле. Фабрика принадлежала Тимофею Пименовичу Воронцову (1787–1854) и ежегодно выпускала около десяти тысяч инструментов. Уже в середине XIX века гармоника стала по-настоящему народной, без нее не обходилось ни одно русское гулянье.
Впоследствии в России появилось множество гармонных мастерских, которые старались привнести в инструмент что-то свое, поэтому сегодня существует большое количество гармоник, отличающихся друг от друга звукорядом и внешним видом. Первые гармоники производились в Туле и имели по одному ряду кнопок с каждой стороны. Этот принцип сохранился при производстве маленьких концертных гармошек, называемых «черепашками».
Вслед за тульскими мастерами гармоники стали производить в Саратове. Местные мастера добавили в конструкцию инструмента колокольчики, за что саратовские гармоники очень полюбил народ. Не остались в стороне и вятские кустари, которые тоже внесли свою лепту, усложнив конструкцию дополнительными кнопками для каждой руки. Новый инструмент стали называть вятской гармонью.
Все указанные музыкальные инструменты были однорядными и отличались звуком, который появлялся при нажатии кнопки для сжимания и разжимания мехов. Однорядные гармоники именовались тальянками и имели два строя: русский и немецкий. Двурядные гармошки пришли в Россию из Европы, их стали называть «русскими венками». В настоящее время они встречаются очень редко, так как в XX веке были вытеснены более современными хромками.
Баян впервые был сконструирован Петром Егоровичем Стерлиговым для гармониста Якова Орланского-Титаренко. Название новому инструменту дали в честь древнерусского певца и сказителя Бояна.
Историки полагают, что гармоника произошла от распространенного в Азии музыкального инструмента шена, который появился на Руси во времена татаро-монгольского нашествия. Вскоре этот необычный инструмент добрался до Европы, где претерпел некоторые изменения в конструкции и быстро стал популярен.
В России гармоника получила широкое распространение только в XIX веке, когда на ярмарке в Нижнем Новгороде известный фабрикант и оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов (1793–1855) купил немецкую однорядную гармонь. По возвращении домой он изготовил копию, не уступавшую по качеству звучания иностранному оригиналу, а затем открыл мастерскую по изготовлению гармоник.
Первое фабричное производство новых для России музыкальных инструментов было запущено в 40-х годах XIX века в Туле. Фабрика принадлежала Тимофею Пименовичу Воронцову (1787–1854) и ежегодно выпускала около десяти тысяч инструментов. Уже в середине XIX века гармоника стала по-настоящему народной, без нее не обходилось ни одно русское гулянье.
Впоследствии в России появилось множество гармонных мастерских, которые старались привнести в инструмент что-то свое, поэтому сегодня существует большое количество гармоник, отличающихся друг от друга звукорядом и внешним видом. Первые гармоники производились в Туле и имели по одному ряду кнопок с каждой стороны. Этот принцип сохранился при производстве маленьких концертных гармошек, называемых «черепашками».
Вслед за тульскими мастерами гармоники стали производить в Саратове. Местные мастера добавили в конструкцию инструмента колокольчики, за что саратовские гармоники очень полюбил народ. Не остались в стороне и вятские кустари, которые тоже внесли свою лепту, усложнив конструкцию дополнительными кнопками для каждой руки. Новый инструмент стали называть вятской гармонью.
Все указанные музыкальные инструменты были однорядными и отличались звуком, который появлялся при нажатии кнопки для сжимания и разжимания мехов. Однорядные гармоники именовались тальянками и имели два строя: русский и немецкий. Двурядные гармошки пришли в Россию из Европы, их стали называть «русскими венками». В настоящее время они встречаются очень редко, так как в XX веке были вытеснены более современными хромками.
Баян впервые был сконструирован Петром Егоровичем Стерлиговым для гармониста Якова Орланского-Титаренко. Название новому инструменту дали в честь древнерусского певца и сказителя Бояна.