Барельеф «Богоматерь с младенцем» — одна из работ польского революционера Игнатия Пляпоса, которого в 1860-х годах сослали в Тобольск вместе с другими участниками Польского восстания. Мастер выполнил изображение на овальной толстой пластинке светло-коричневой кости. На одной стороне в простой углубленной арке без украшений стоит Богоматерь с младенцем Христом. На обороте карандашом сделана запись: «ссыльный поляк Пляпос — резчик по мамонтовой кости».
Изначально «Богоматерь с младенцем» хранилась в коллекции Тобольского музея изящных искусств. Он был открыт еще в 1920 году по инициативе тобольского художника Пантелеймона Чукомина. В том же году в Тобольске создали художественно-промышленные мастерские с отделением резьбы по кости. Мастера-косторезы, получившие известность в России и на зарубежных выставках, передавали свои произведения в созданный музей. После закрытия музея изящных искусств все коллекции поступили в Музей Тобольского Севера, ныне Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Среди них был и представленный барельеф.
Тобольск — крупнейший центр косторезного промысла в России. Первые косторезные мастерские появились здесь в начале XVIII века, когда в Сибирь были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. Они занимались в Тобольске разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости. Точеные табакерки в то время пользовались большим спросом в высших кругах сибирской столицы. А в 1860-е годы в Тобольске появились ссыльные поляки.
Среди них оказались мастера-ремесленники, в том числе и косторезы. Чтобы улучшить своё материальное положение и скоротать время в тобольской тюрьме, они занимались изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. Религиозная тема была одной из самых популярных среди польских мастеров. Из ссыльных поляков-косторезов самыми известными стали Игнатий Пляпос и Шафнагель.
Поляки сотрудничали с местными тобольскими мастерами, обогащая их традиции европейскими художественными и техническими навыками. Именно поляки обучили резьбе по кости известного тобольского художника той поры, воспитанника декабристов Михаила Знаменского. А он поделился полученными знаниями, навыками и художественными канонами с мастерами-земляками: Фурсовым, братьями Филимоновыми, Терентьевым. Например, совместно с Филимоновым Михаил Знаменский сработал блюдо из берёзового капа, украшенное ажурным орнаментом из мамонтовой кости.
Изначально «Богоматерь с младенцем» хранилась в коллекции Тобольского музея изящных искусств. Он был открыт еще в 1920 году по инициативе тобольского художника Пантелеймона Чукомина. В том же году в Тобольске создали художественно-промышленные мастерские с отделением резьбы по кости. Мастера-косторезы, получившие известность в России и на зарубежных выставках, передавали свои произведения в созданный музей. После закрытия музея изящных искусств все коллекции поступили в Музей Тобольского Севера, ныне Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Среди них был и представленный барельеф.
Тобольск — крупнейший центр косторезного промысла в России. Первые косторезные мастерские появились здесь в начале XVIII века, когда в Сибирь были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. Они занимались в Тобольске разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости. Точеные табакерки в то время пользовались большим спросом в высших кругах сибирской столицы. А в 1860-е годы в Тобольске появились ссыльные поляки.
Среди них оказались мастера-ремесленники, в том числе и косторезы. Чтобы улучшить своё материальное положение и скоротать время в тобольской тюрьме, они занимались изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. Религиозная тема была одной из самых популярных среди польских мастеров. Из ссыльных поляков-косторезов самыми известными стали Игнатий Пляпос и Шафнагель.
Поляки сотрудничали с местными тобольскими мастерами, обогащая их традиции европейскими художественными и техническими навыками. Именно поляки обучили резьбе по кости известного тобольского художника той поры, воспитанника декабристов Михаила Знаменского. А он поделился полученными знаниями, навыками и художественными канонами с мастерами-земляками: Фурсовым, братьями Филимоновыми, Терентьевым. Например, совместно с Филимоновым Михаил Знаменский сработал блюдо из берёзового капа, украшенное ажурным орнаментом из мамонтовой кости.