23 февраля 1913 года в Санкт-Петербургском дворянском собрании на Михайловской улице был дан грандиозный бал, на котором присутствовало свыше 3200 гостей. Он был приурочен к торжествам в честь 300-летия дома Романовых. Это был последний масштабный праздник в дореволюционной России. Бал открылся полонезом из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» в исполнении бального оркестра Лейб-гвардии Преображенского полка. Николай II танцевал в первой паре с супругой Санкт-Петербургского уездного предводителя дворянства, императрица Александра Федоровна — с Санкт-Петербургским уездным предводителем дворянства.
Картина, на которой художник Дмитрий Кардовский запечатлел сцену юбилейного бала, стала одной из немногих крупноформатных работ этого автора. Это полотно нельзя отнести к числу собственно исторических произведений, однако Кардовский написал его по образцу академических многофигурных композиций, при этом запечатлел каждого персонажа с фотографической точностью и психологической достоверностью.
В царской ложе изображены члены монаршей семьи во главе с императорской четой. В толпе гостей на балу легко можно узнать видных политических и государственных деятелей — от статс-секретаря Александра Булыгина до директора Эрмитажа, графа Дмитрия Толстого.
Из воспоминаний Александра Гершельмана, камер-пажа выпуска 1913 года (журнал «Кадетская перекличка» № 16 1976 года): «Совсем другой, отличный от дворцового распорядка, характер носил бал санкт петербургского дворянства, на котором дворяне принимали Царя и Его Семью по случаю 300-летия Дома Романовых… Царская Семья была гостьей в среде своего дворянства, и это положение при всей торжественности приема неминуемо уничтожало многие преграды, обязательные при соблюдении придворного этикета. …Зал был наполнен не представителями служилой знати, а лицами в большей части не участвующими в придворных приемах. Да и цель собрания была другая. Если выходы служили утверждению и внешнему проявлению мощи и величия Царской России, то бал дворян был проявлением чувств привязанности этого сословия к Короне и готовности служить до гроба Российской Империи…. Царская Семья во время таких балов держала себя с большим тактом, участвуя в общих танцах и смешиваясь с толпой дворян».