Одна из наиболее распространенных деталей одежды у разных народов мира — пояс.
Долганские мужчины и женщины носили, как правило, пояса трех видов: из ровдуги (замши из кожи оленя), суконные или кожаные. Суконные украшали бисером, кожаные — пластинами из сплавов металла и серебра. К поясам по бокам часто припаивали колечки для крепления различных предметов. В обычный мужской набор входили охотничий нож, огниво, кисет из ровдуги или сукна с бисерной вышивкой. Женщины носили у пояса набор туалетных принадлежностей, игольницу, кисет и курительную трубку. Женщины из зажиточных семей могли себе позволить украшения из серебра.
Кроме эстетического и утилитарного, украшения имели и сакральное значение, служили оберегами от злых духов.
На востоке Таймырский муниципальный округ граничит с республикой Саха (Якутия), что издавна стало причиной тесных культурных связей между долганами и якутами.
Этнические связи между этими народностями просматриваются и в традиционных долганских украшениях. Сами долганы занимались обработкой металла и инкрустациями из меди, олова или серебра по дереву и железу для наконечников посохов, передков оленьих седел, черенков ножей, железных трубок или нащечных пластин недоуздка. Якутские же мастера достигли больших высот в ювелирном искусстве. Нередко долганы крепили к поясам украшения из бисера, одно из которых представлено в экспозиции. Бисер, трубочки, пуговицы и колечки нанизывались на ремешки из ровдуги и закреплялись узелками.
Цветной стеклянный бисер — одекуй — проник на Крайний Север и в районы Сибири в ХVIII–ХIХ веках и стал предметом меновой торговли: русские и иностранные купцы меняли его на меха. Бисеринки различались формой и оттенками цвета, северяне их высоко ценили.
В конце XVI — начале XVIII века бусы одекуй приходили из Китая и Средней Азии. Со временем русские купцы, заняв прочное место на рынке Западной Сибири, занялись посредничеством, импортируя эти украшения. До появления здесь бисера местные жители украшали одежду и предметы быта с помощью бусин. Их вытачивали из кости мамонта в виде шариков, дисков, столбиков и окрашивали с помощью натуральных красителей.
Долганские мужчины и женщины носили, как правило, пояса трех видов: из ровдуги (замши из кожи оленя), суконные или кожаные. Суконные украшали бисером, кожаные — пластинами из сплавов металла и серебра. К поясам по бокам часто припаивали колечки для крепления различных предметов. В обычный мужской набор входили охотничий нож, огниво, кисет из ровдуги или сукна с бисерной вышивкой. Женщины носили у пояса набор туалетных принадлежностей, игольницу, кисет и курительную трубку. Женщины из зажиточных семей могли себе позволить украшения из серебра.
Кроме эстетического и утилитарного, украшения имели и сакральное значение, служили оберегами от злых духов.
На востоке Таймырский муниципальный округ граничит с республикой Саха (Якутия), что издавна стало причиной тесных культурных связей между долганами и якутами.
Этнические связи между этими народностями просматриваются и в традиционных долганских украшениях. Сами долганы занимались обработкой металла и инкрустациями из меди, олова или серебра по дереву и железу для наконечников посохов, передков оленьих седел, черенков ножей, железных трубок или нащечных пластин недоуздка. Якутские же мастера достигли больших высот в ювелирном искусстве. Нередко долганы крепили к поясам украшения из бисера, одно из которых представлено в экспозиции. Бисер, трубочки, пуговицы и колечки нанизывались на ремешки из ровдуги и закреплялись узелками.
Цветной стеклянный бисер — одекуй — проник на Крайний Север и в районы Сибири в ХVIII–ХIХ веках и стал предметом меновой торговли: русские и иностранные купцы меняли его на меха. Бисеринки различались формой и оттенками цвета, северяне их высоко ценили.
В конце XVI — начале XVIII века бусы одекуй приходили из Китая и Средней Азии. Со временем русские купцы, заняв прочное место на рынке Западной Сибири, занялись посредничеством, импортируя эти украшения. До появления здесь бисера местные жители украшали одежду и предметы быта с помощью бусин. Их вытачивали из кости мамонта в виде шариков, дисков, столбиков и окрашивали с помощью натуральных красителей.