Айны считались воинственным народом. У айнов наряду с оружием имелись доспехи разных видов.
На хоккайдском и сахалинском диалектах они назывались хаёкпэ, хаёппэ или аёппэ. Такого рода защитное снаряжение уже в древности было распространено на всем тихоокеанском побережье от северо-западного побережья Северной Америки до Японии.
В культуре сахалинских айнов до наших дней сохранилась одна из разновидностей старинных доспехов — кэйко. Японцы носили такие доспехи в VI–IX веках.
Доспех трапециевидной формы состоял из множества рядов плотно подогнанных друг к другу кожаных ремешков. Причем в отличие от самурайских, при изготовлении которых обычно использовался металл, айнские доспехи изготавливались из шкур животных. По материалу и технике они отличались от охотничьих доспехов.
В Сахалинском краеведческом музее в постоянной экспозиции представлен уникальный экземпляр боевых доспехов айнов. По бокам доспеха прикреплены пластины с нанесенными на них родовыми или фамильными знаками — гербами в форме ромбов. В передней части прикреплены две пластины с изображением герба — мицудомоэ, выполненным лаком, форма пластин кодзанэ и в целом способ изготовления изделия указывают на его японское происхождение, при этом довольно позднее (скорее всего, не ранее XVII века).
Эту редкую находку обнаружил преподаватель истории второй старшей школы № 1 из города Сендай (о. Хонсю) Ито Нобуо, ставший впоследствии известным учёным-археологом. Данные доспехи хранились в айнской семье айнки Хигаси Манкити, жившей в селении Хигаси-Тарайка в уезде Сисука (ныне село Промысловое Поронайского района). В 1933 году Ито Нобуо вел раскопки раковинных куч в том районе. На заключительном этапе своей экспедиции он познакомился с японцем Като Тотэцуо, уроженцем Киото, который рассказал, что у его жены айнки хранятся два айнских боевых доспеха, доставшиеся ей по наследству от отца. В прошлом доспехи передавались из поколения в поколение как родовая реликвия.
В культуре сахалинских айнов до наших дней сохранилась одна из разновидностей старинных доспехов — кэйко. Японцы носили такие доспехи в VI–IX веках.
Доспех трапециевидной формы состоял из множества рядов плотно подогнанных друг к другу кожаных ремешков. Причем в отличие от самурайских, при изготовлении которых обычно использовался металл, айнские доспехи изготавливались из шкур животных. По материалу и технике они отличались от охотничьих доспехов.
В Сахалинском краеведческом музее в постоянной экспозиции представлен уникальный экземпляр боевых доспехов айнов. По бокам доспеха прикреплены пластины с нанесенными на них родовыми или фамильными знаками — гербами в форме ромбов. В передней части прикреплены две пластины с изображением герба — мицудомоэ, выполненным лаком, форма пластин кодзанэ и в целом способ изготовления изделия указывают на его японское происхождение, при этом довольно позднее (скорее всего, не ранее XVII века).
Эту редкую находку обнаружил преподаватель истории второй старшей школы № 1 из города Сендай (о. Хонсю) Ито Нобуо, ставший впоследствии известным учёным-археологом. Данные доспехи хранились в айнской семье айнки Хигаси Манкити, жившей в селении Хигаси-Тарайка в уезде Сисука (ныне село Промысловое Поронайского района). В 1933 году Ито Нобуо вел раскопки раковинных куч в том районе. На заключительном этапе своей экспедиции он познакомился с японцем Като Тотэцуо, уроженцем Киото, который рассказал, что у его жены айнки хранятся два айнских боевых доспеха, доставшиеся ей по наследству от отца. В прошлом доспехи передавались из поколения в поколение как родовая реликвия.
Получив в свои руки эти ценные предметы, Ито Нобуо передал один экземпляр доспехов (из оленьей шкуры) в дар Музею губернаторства Карафуто, а второй (из моржа) в Музей археологической лаборатории при университете Тохоку города Сендай.
После окончания Второй Мировой войны айнский доспех был передан в фонды Сахалинского областного краеведческого музея вместе с другими предметами из бывшего Музея губернаторства Карафуто.