Несмотря на отсутствие академического художественного образования, Федору Устиновичу Кузнецову удалось стать заметной фигурой в российской живописи ХХ века. Изобразительному искусству он обучался заочно во Всесоюзном институте культуры на протяжении десяти лет, с 1955 по 1965 год. Он поступил в учебное заведение достаточно поздно, почти в тридцатилетнем возрасте, будучи к этому моменту уже участником и даже дипломантом ряда выставок.
Федор Устинович пробовал себя в самых разных жанрах — натюрморте, пейзаже и портрете. Так, за портрет ветерана Великой Отечественной войны Боковикова художник был награжден в 1985 году медалью Всесоюзного смотра самодеятельного творчества, приуроченного к 40-летию Победы. Тем не менее, будучи человеком, тонко чувствующим красоту природы, Федор Устинович основным жанром для себя выбрал пейзаж. Ряд своих картин он преподнес в дар Узловскому художественно-краеведческому музею. Среди этих работ и автопортрет художника.
Автопортрет — один из самых сложных жанров живописи сразу по нескольким причинам. Во-первых, не так-то просто позировать самому себе; во-вторых, не только художнику, но и любому другому человеку нелегко описать себя одновременно и достоверно, и избежать при этом пафоса и преувеличений. Федор Устинович изобразил себя на фоне так горячо любимой им природы средней полосы России. Называется эта работа «Автопортрет на пленэре», она совмещает в себе не только портрет, но и пейзаж.
Создавая автопортрет, Федор Устинович намеренно не поместил себя в центр картины, отдав его широкому летнему лугу, тем самым говоря практически прямым текстом о том, что природа родного для него края прекрасна всегда — с какого ракурса ни смотри.
Имеет смысл обратить и на еще одну интересную деталь: в правой верхней части портрета можно увидеть белесый месяц, хоть на картине запечатлен день. И это вовсе не выдумка художника —такое необычное природное явление нередко можно наблюдать в средней полосе России. Даже сделав главным героем картины себя, Федор Кузнецов остается верен своему творческому кредо пейзажиста, когда внимательный глаз художника подмечает даже самые малые детали.
Федор Устинович пробовал себя в самых разных жанрах — натюрморте, пейзаже и портрете. Так, за портрет ветерана Великой Отечественной войны Боковикова художник был награжден в 1985 году медалью Всесоюзного смотра самодеятельного творчества, приуроченного к 40-летию Победы. Тем не менее, будучи человеком, тонко чувствующим красоту природы, Федор Устинович основным жанром для себя выбрал пейзаж. Ряд своих картин он преподнес в дар Узловскому художественно-краеведческому музею. Среди этих работ и автопортрет художника.
Автопортрет — один из самых сложных жанров живописи сразу по нескольким причинам. Во-первых, не так-то просто позировать самому себе; во-вторых, не только художнику, но и любому другому человеку нелегко описать себя одновременно и достоверно, и избежать при этом пафоса и преувеличений. Федор Устинович изобразил себя на фоне так горячо любимой им природы средней полосы России. Называется эта работа «Автопортрет на пленэре», она совмещает в себе не только портрет, но и пейзаж.
На картине мы видим художника в поисках живописного вида, пробирающегося сквозь густые заросли иван-чая. С этюдником, в повседневной рабочей одежде, он, опираясь на березовую палку, внимательно всматривается в даль. Пытливый зритель наверняка обратит внимание, что свой посох художник держит в левой руке, и это неслучайно, ведь Федор Устинович левша. Казалось бы, идеальное место для работы им еще не найдено, и вид открывающийся зрителю картины вполне повседневный и ничем не выдающийся. Но, стоя перед этим полотном, невозможно не залюбоваться изображенным на ней пейзажем.
Создавая автопортрет, Федор Устинович намеренно не поместил себя в центр картины, отдав его широкому летнему лугу, тем самым говоря практически прямым текстом о том, что природа родного для него края прекрасна всегда — с какого ракурса ни смотри.
Имеет смысл обратить и на еще одну интересную деталь: в правой верхней части портрета можно увидеть белесый месяц, хоть на картине запечатлен день. И это вовсе не выдумка художника —такое необычное природное явление нередко можно наблюдать в средней полосе России. Даже сделав главным героем картины себя, Федор Кузнецов остается верен своему творческому кредо пейзажиста, когда внимательный глаз художника подмечает даже самые малые детали.