Задание на разработку авиационной 23-мм автоматической пушки было выдано московскому ОКБ-16, которое возглавлял Я.Г. Таубин. Параллельно такая же задача была поставлена тульскому ЦКБ-14, в котором 23-мм пушкой занимались на конкурсной основе три группы конструкторов.
Пушка ВЯ, представленная в экспозиции, была создана в 1940 году в ЦКБ-14 конструкторами А.А. Волковым и С.А. Ярцевым как средство борьбы с защищенными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Ее прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые испытания пушка прошла на закупленном в Германии истребителе-бомбардировщике Мессершмитт Bf.110. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941 году, после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС под именем ВЯ.
Пушка ВЯ представляла собой довольно тяжелое (66 кг) и большое (длина — 2,15 м) орудие. Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9–11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 граммов (10 граммов взрывчатого вещества и 6 граммов зажигательного) до скорости 900 м/с. Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов. К недостаткам пушки следует отнести сильную отдачу и очень резкую перезарядку, что уменьшало срок службы орудия и нередко создавало помехи.
Пушки ВЯ размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника. Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ для борьбы с легкими, а в случае попадания в верхнюю броню — и со средними танками. Однако в реальности с этим возникали большие сложности. Ил-2 управлялся одним человеком, которого от прицеливания всегда отвлекала необходимость управлять самолетом. Сложность возникала и с тем, что при пикировании под углом 10–20 градусов снаряды почти всегда давали рикошет. При пикировании под бо́льшими углами снаряды не рикошетили, но до столкновения с землей у летчика было в распоряжении всего несколько секунд, за которые надо было прицелиться, открыть огонь и начать выход из пикирования, что требовало исключительно высокой квалификации летчика. Тем не менее пушка серьезно повысила эффективность советской авиации в борьбе с бронетехникой противника. Всего пушек ВЯ было произведено 64 655 штук.
Пушка ВЯ, представленная в экспозиции, была создана в 1940 году в ЦКБ-14 конструкторами А.А. Волковым и С.А. Ярцевым как средство борьбы с защищенными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Ее прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые испытания пушка прошла на закупленном в Германии истребителе-бомбардировщике Мессершмитт Bf.110. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941 году, после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС под именем ВЯ.
Пушка ВЯ представляла собой довольно тяжелое (66 кг) и большое (длина — 2,15 м) орудие. Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9–11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 граммов (10 граммов взрывчатого вещества и 6 граммов зажигательного) до скорости 900 м/с. Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов. К недостаткам пушки следует отнести сильную отдачу и очень резкую перезарядку, что уменьшало срок службы орудия и нередко создавало помехи.
Пушки ВЯ размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника. Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ для борьбы с легкими, а в случае попадания в верхнюю броню — и со средними танками. Однако в реальности с этим возникали большие сложности. Ил-2 управлялся одним человеком, которого от прицеливания всегда отвлекала необходимость управлять самолетом. Сложность возникала и с тем, что при пикировании под углом 10–20 градусов снаряды почти всегда давали рикошет. При пикировании под бо́льшими углами снаряды не рикошетили, но до столкновения с землей у летчика было в распоряжении всего несколько секунд, за которые надо было прицелиться, открыть огонь и начать выход из пикирования, что требовало исключительно высокой квалификации летчика. Тем не менее пушка серьезно повысила эффективность советской авиации в борьбе с бронетехникой противника. Всего пушек ВЯ было произведено 64 655 штук.