Творчество Бориса Васильевича Миловидова — одно из интересных и значимых явлений в саратовском искусстве. Борис Миловидов был одним из самых талантливых учеников Петра Уткина, о чем говорят его картины и графические произведения 1920-х годов и художественная критика того времени. Столичными критиками он признавался одним из самых талантливых среди «уткинцев». В двадцатые годы художник пишет пейзажи, в которых присутствует лиризм уткинской школы, особое нежное отношение к натуре. Но тогда же, в 1927 году, в некоторых статьях уже говорилось по поводу таких произведений, что они «относятся к сфере интимного пейзажа, навевающего лирические настроения, такие чуждые нашей эпохе»…
Началась новая, жестокая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой тихой лирике не было места. В творчестве художника, конечно, произошли перемены, объясняемые новыми веяниями. Произведения мастера тридцатых годов не становятся менее мастерскими, живописная культура не изменяет художнику, но стилистика его произведений меняется. Характерное для советской живописи той поры усиление сюжетного начала сказалось и на искусстве Миловидова.
Началась новая, жестокая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой тихой лирике не было места. В творчестве художника, конечно, произошли перемены, объясняемые новыми веяниями. Произведения мастера тридцатых годов не становятся менее мастерскими, живописная культура не изменяет художнику, но стилистика его произведений меняется. Характерное для советской живописи той поры усиление сюжетного начала сказалось и на искусстве Миловидова.
Картина «Авиамоделисты» была написана мастером в 1934 году. Толчком к ее созданию послужила летняя история.
Каждый год летом, художник с семьей выезжал за город, работал на этюдах. Дочь Бориса Миловидова вспоминает, что недалеко от дома, где они жили, на горе стоял пионерский лагерь. Там художник познакомился с ребятами, много с ними беседовал и задумал написать картину.
Каждый год летом, художник с семьей выезжал за город, работал на этюдах. Дочь Бориса Миловидова вспоминает, что недалеко от дома, где они жили, на горе стоял пионерский лагерь. Там художник познакомился с ребятами, много с ними беседовал и задумал написать картину.
По возвращении домой в Саратов, он получил приглашение участвовать в открытии нового Дворца Пионеров, для которого сделал настенные росписи, сохранившиеся до сегодняшнего времени.
Во Дворце Пионеров работал кружок авиамоделистов, куда и стал часто ходить художник, вернувшись к своей идее написать картину. Долго и вдумчиво наблюдал он за работой ребят, делая многочисленные зарисовки. В семье, а теперь и в собрании Радищевского музея, хранятся графические листы — подготовительные этюды к будущей картине.
Эту картину по праву можно считать поворотной, «рубежной» в творчестве художника. Борис Миловидов «входит» в советское искусство картиной достаточно компромиссной. Ее без сомнения отличают и красота живописи, и ясная, «культурная» композиция, и искренний интерес автора к главным героям. В то же время сюжет произведения не вступает в противоречие с идеологией нового строя. Являясь характерным художественным документом эпохи, это полотно прочно вошло в историю саратовской живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке, в 1934 году, эта картина занимала центральное место, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свое собрание. В публикациях «Авиамоделистам» были посвящены пространные и восторженные высказывания.
Эту картину по праву можно считать поворотной, «рубежной» в творчестве художника. Борис Миловидов «входит» в советское искусство картиной достаточно компромиссной. Ее без сомнения отличают и красота живописи, и ясная, «культурная» композиция, и искренний интерес автора к главным героям. В то же время сюжет произведения не вступает в противоречие с идеологией нового строя. Являясь характерным художественным документом эпохи, это полотно прочно вошло в историю саратовской живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке, в 1934 году, эта картина занимала центральное место, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свое собрание. В публикациях «Авиамоделистам» были посвящены пространные и восторженные высказывания.
Критики утверждали, что Миловидову «удалось не надписью к картине, а средствами художественного мастерства показать, в каком направлении растут наши пионеры… куда идет наша страна…».