Атлас тибетской медицины. Лист 2. «Тантра основ». Содержит основы физиологии и патологии.
На листе представлено «Древо медицины», которое образно изображает структуру тибетской науки врачевания как единого свода теоретических знаний и практических рекомендаций. Древо представляет собой «корень здоровья и болезни» с двумя стволами. На этом листе и далее использована цветовая символика, связанная с тремя началами: синие и голубые тона ассоциируются с ветром, желтые и красные — с желчью, белый цвет, иногда с переходом в сероватый — со слизью.
Левый ствол с тремя его ветвями схематически показывает строение здорового человеческого тела. У подножья ствола нарисованы сценки монастырской жизни, пахоты и военных действий, символизирующих жизнь здорового человека. На ветвях (снизу вверх) показаны три начала — ветер, желчь и слизь; семь «сил тела» — сок пищи, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя; три нечистоты — кал, моча, пот. При нормальном взаимодействии этих компонентов тела на вершине ствола распускаются два цветка здоровья и долголетия, созревают три плода богатства, счастья и преуспеяния в дхарме.
Правый ствол болезней содержит сценки визита врача к больному. Девять ветвей этого ствола изображают (снизу вверх) причины болезней, условия развития болезней, пути проникновения болезней в тело, места поражения, пути перемещения болезней в теле, исход, изменения в течении болезней и резюме, в котором все болезни сводятся к двум видам — жара и холода.
Рисунки в верхнем картуше листа изображают нирманических наставников. Ригбэ Еше — это эманация деяний Верховного Целителя, Илэ Кье «Рожденный из разума» — эманация речи Владыки Бериллового Сияния, Будды Медицины. Далее идут рисунки, изображающие окружение Владыки Бериллового Сияния, которое состояло из свиты небожителей, свиты небесных и земных риши, свиты небуддистов и свиты святых последователей учения Будды. Названия глав вынесены в начало серии иллюстрации, в желтые прямоугольные таблички по верхнему краю полос.
На листе представлено «Древо медицины», которое образно изображает структуру тибетской науки врачевания как единого свода теоретических знаний и практических рекомендаций. Древо представляет собой «корень здоровья и болезни» с двумя стволами. На этом листе и далее использована цветовая символика, связанная с тремя началами: синие и голубые тона ассоциируются с ветром, желтые и красные — с желчью, белый цвет, иногда с переходом в сероватый — со слизью.
Левый ствол с тремя его ветвями схематически показывает строение здорового человеческого тела. У подножья ствола нарисованы сценки монастырской жизни, пахоты и военных действий, символизирующих жизнь здорового человека. На ветвях (снизу вверх) показаны три начала — ветер, желчь и слизь; семь «сил тела» — сок пищи, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя; три нечистоты — кал, моча, пот. При нормальном взаимодействии этих компонентов тела на вершине ствола распускаются два цветка здоровья и долголетия, созревают три плода богатства, счастья и преуспеяния в дхарме.
Правый ствол болезней содержит сценки визита врача к больному. Девять ветвей этого ствола изображают (снизу вверх) причины болезней, условия развития болезней, пути проникновения болезней в тело, места поражения, пути перемещения болезней в теле, исход, изменения в течении болезней и резюме, в котором все болезни сводятся к двум видам — жара и холода.
Рисунки в верхнем картуше листа изображают нирманических наставников. Ригбэ Еше — это эманация деяний Верховного Целителя, Илэ Кье «Рожденный из разума» — эманация речи Владыки Бериллового Сияния, Будды Медицины. Далее идут рисунки, изображающие окружение Владыки Бериллового Сияния, которое состояло из свиты небожителей, свиты небесных и земных риши, свиты небуддистов и свиты святых последователей учения Будды. Названия глав вынесены в начало серии иллюстрации, в желтые прямоугольные таблички по верхнему краю полос.