Клыки кабана из коллекции областного краеведческого музея нашли внутри древнего погребения недалеко от деревни Исаково Братского района Иркутской области. Археологи определили, что захоронение было сделано эпоху неолита — около 4600–7500 лет назад. Раскопками руководил иркутский археолог Алексей Окладников — он передал часть найденных предметов в экспозицию музея.
Для представителей древних культур было важно, в каком положении хоронили умерших и что клали им в могилу. Эти данные давали представление о верованиях жителей Сибири. Скелет из Исаковского могильника располагался на спине, руки были вытянуты вдоль туловища, а левая — согнута в локте. У обеих височных костей черепа археологи нашли клыки кабана, которые были обращены острыми концами ко лбу.
В области грудной клетки скелета располагался шлифованный нож. На кисти левой руки в виде браслета лежали бусины из клыков изюбря — крупного восточносибирского оленя. На левой тазовой кости археологи нашли резец бобра и фрагменты костяного изделия, а рядом с ними — каменные орудия, которые напоминали тесла, предположительно для работы с деревом. Также в погребении обнаружили наконечники стрел и разрушенные костяные пластинки.
Ученые предполагают, что клыки кабана служили оберегом, который охранял владельца и отгонял от него злых духов. Зубы, которые помещали в погребения, были расщепленными на две части, обычно их располагали у висков покойника. Неразделенные клыки встречались очень редко.
Чаще всего клыки кабана находили в захоронениях китойской, исаковской и серовской культур — их подробно описал Алексей Окладников в середине XX века. На материале множества могильников археолог изучил погребальные обряды каждой культуры и предложил свою хронологическую концепцию о том, как развивался уклад жизни прибайкальского населения в эпоху неолита. Он писал, что самыми ранними этапами были глазковская и китойская культура, а им на смену уже пришли более поздние общества: хиньское, исаковское и серовское.
В последующие годы коллеги Окладникова пересмотрели и скорректировали эту схему.
Для представителей древних культур было важно, в каком положении хоронили умерших и что клали им в могилу. Эти данные давали представление о верованиях жителей Сибири. Скелет из Исаковского могильника располагался на спине, руки были вытянуты вдоль туловища, а левая — согнута в локте. У обеих височных костей черепа археологи нашли клыки кабана, которые были обращены острыми концами ко лбу.
В области грудной клетки скелета располагался шлифованный нож. На кисти левой руки в виде браслета лежали бусины из клыков изюбря — крупного восточносибирского оленя. На левой тазовой кости археологи нашли резец бобра и фрагменты костяного изделия, а рядом с ними — каменные орудия, которые напоминали тесла, предположительно для работы с деревом. Также в погребении обнаружили наконечники стрел и разрушенные костяные пластинки.
Ученые предполагают, что клыки кабана служили оберегом, который охранял владельца и отгонял от него злых духов. Зубы, которые помещали в погребения, были расщепленными на две части, обычно их располагали у висков покойника. Неразделенные клыки встречались очень редко.
Чаще всего клыки кабана находили в захоронениях китойской, исаковской и серовской культур — их подробно описал Алексей Окладников в середине XX века. На материале множества могильников археолог изучил погребальные обряды каждой культуры и предложил свою хронологическую концепцию о том, как развивался уклад жизни прибайкальского населения в эпоху неолита. Он писал, что самыми ранними этапами были глазковская и китойская культура, а им на смену уже пришли более поздние общества: хиньское, исаковское и серовское.
В последующие годы коллеги Окладникова пересмотрели и скорректировали эту схему.