В православной культуре Архангел Михаил считается военачальником святого воинства ангелов и архангелов. Его изображение очень часто встречается в христианском искусстве. Иконописный образ из собрания Новосибирского художественного музея опирается на книгу Апокалипсиса: всадник скачет верхом на крылатом коне, под копытами которого можно заметить низвергнутого им дьявола. Этот сюжет появился в русском искусстве примерно в XVI веке и довольно быстро стал одним из самых популярных, в том числе в старообрядческой среде, где и было создано настоящее произведение.
Икона написана на Урале, который был одним из наиболее значительных центров старообрядчества. В XVII веке приверженцы этого религиозного течения были вынуждены уезжать в отдаленные регионы после реформы патриарха Никона и последовавшими за ней гонениями. С течением времени здесь сформировался особый стиль иконописи — невьянская школа. Он назван по имени небольшого уральского городка Невьянска.
Принадлежащие к ней иконописцы ориентировались в своей работе на древнерусскую традицию и зародившееся в Средние века понимание христианских образов. Невьянская икона сохранила необычайную выразительность и одухотворенность, праздничность и яркость, что было присуще древнерусской живописи. Также мастера невьянской школы избегали излишней живописности и придерживались строгих правил в создании изображений. В частности, они никогда не придавали индивидуальные черты ликам святых, потому что главной для старообрядцев была идея общности, соборности. Вместе с тем в невьянской иконописи ощутимо влияние светского искусства. Оно проявляется в стремлении приблизить изображения к реальности: придать пространству глубину, ликам — объемность, написать природный, а не условный пейзаж.
В среде старообрядцев Архангел Михаил почитался очень широко. В Писании его называют «князем», «вождем воинства Господня». Михаил изображается как главный борец против дьявола и всякого беззакония, творящегося среди людей. Таким он предстает на иконе из музейного собрания. На золотом фоне изображен стремительный, грозный, краснолицый всадник. Он облачен в алый развевающийся плащ и сияющие доспехи. Весь его образ исполнен возвышенности.
Икона написана на Урале, который был одним из наиболее значительных центров старообрядчества. В XVII веке приверженцы этого религиозного течения были вынуждены уезжать в отдаленные регионы после реформы патриарха Никона и последовавшими за ней гонениями. С течением времени здесь сформировался особый стиль иконописи — невьянская школа. Он назван по имени небольшого уральского городка Невьянска.
Принадлежащие к ней иконописцы ориентировались в своей работе на древнерусскую традицию и зародившееся в Средние века понимание христианских образов. Невьянская икона сохранила необычайную выразительность и одухотворенность, праздничность и яркость, что было присуще древнерусской живописи. Также мастера невьянской школы избегали излишней живописности и придерживались строгих правил в создании изображений. В частности, они никогда не придавали индивидуальные черты ликам святых, потому что главной для старообрядцев была идея общности, соборности. Вместе с тем в невьянской иконописи ощутимо влияние светского искусства. Оно проявляется в стремлении приблизить изображения к реальности: придать пространству глубину, ликам — объемность, написать природный, а не условный пейзаж.
В среде старообрядцев Архангел Михаил почитался очень широко. В Писании его называют «князем», «вождем воинства Господня». Михаил изображается как главный борец против дьявола и всякого беззакония, творящегося среди людей. Таким он предстает на иконе из музейного собрания. На золотом фоне изображен стремительный, грозный, краснолицый всадник. Он облачен в алый развевающийся плащ и сияющие доспехи. Весь его образ исполнен возвышенности.