Антиминс — четырехугольная льняная или шелковая ткань (плат), в которую вшита частица мощей православного мученика. Название происходит от древнегреческого ἀντί («вместо») и латинского mensa («стол, трапеза») — «вместопрестолие». Антиминс лежит в алтаре на престоле и символизирует погребальные пелены Христа на гробе. Является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии, а также документом, разрешающим ее совершение.
Представленный богослужебный плат происходит из церкви Рождества Богоматери, о чем свидетельствует запись по периметру ткани. Также на оборотной стороне антиминса имеется запись — «№ 49». Вероятно, это номер по реестру Свято-Троицкого кафедрального собора города Архангельска, где антиминс находился на хранении. Около 1907 года этот памятник был передан в Архангельское епархиальное древлехранилище. И в 1925–1927 годах в составе коллекции Древлехранилища он поступил в Северный Краевой музей (ныне Архангельский краеведческий музей).
В центре лицевой стороны плата изображен семиконечный крест на низком прямоугольном подножии. По сторонам его изображены орудия Страстей Христовых — копье и трость. На оборотной стороне по углам для их усиления нашиты льняные боуты — прямоугольные накладки из холста. В середине был пришит «карман» для вложения мощей. Эта деталь, к сожалению, не сохранилась.
Антиминсный плат используется только на литургии. К нему, как и к престолу, не могут прикасаться лица, не имеющие духовного сана. Освящает антиминс правящий архиерей епархии. Традиция использования антиминсов в богослужении восходит к первым векам христианства.
С течением времени антиминсы заменялись на новые. Старые антиминсы после изъятия из них мощей подлежали уничтожению, чаще всего сжигались. Иногда по благословению архиереев антиминсные платы оставлялись в церковных приходах и сохранялись между одеждами престола.
В России к концу XVII века печатные антиминсы почти полностью вытеснили древние рукописные. В 1735 году вышло постановление Синода, по которому предписывалось отсылать вышедшие из употребления богослужебные платы в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов. С 1842 года синодальный Указ предписывал также составлять списки хранения старых антиминсов.