Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История и культура Поморья XVI–XVII веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Антиминс

Время создания
1498 год
Размер
17x16,7 см
Техника
холст льняной, чернила, рукопись
2
Открыть в приложении
#1
Антиминс
#9
Антиминс — четырехугольная льняная или шелковая ткань (плат), в которую вшита частица мощей православного мученика. Название происходит от древнегреческого ἀντί («вместо») и латинского mensa («стол, трапеза») — «вместопрестолие». Антиминс лежит в алтаре на престоле и символизирует погребальные пелены Христа на гробе. Является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии, а также документом, разрешающим ее совершение. 

Представленный богослужебный плат происходит из церкви Рождества Богоматери, о чем свидетельствует запись по периметру ткани. Также на оборотной стороне антиминса имеется запись — «№ 49». Вероятно, это номер по реестру Свято-Троицкого кафедрального собора города Архангельска, где антиминс находился на хранении. Около 1907 года этот памятник был передан в Архангельское епархиальное древлехранилище. И в 1925–1927 годах в составе коллекции Древлехранилища он поступил в Северный Краевой музей (ныне Архангельский краеведческий музей). 

В центре лицевой стороны плата изображен семиконечный крест на низком прямоугольном подножии. По сторонам его изображены орудия Страстей Христовых — копье и трость. На оборотной стороне по углам для их усиления нашиты льняные боуты — прямоугольные накладки из холста. В середине был пришит «карман» для вложения мощей. Эта деталь, к сожалению, не сохранилась.  

Антиминсный плат используется только на литургии. К нему, как и к престолу, не могут прикасаться лица, не имеющие духовного сана. Освящает антиминс правящий архиерей епархии. Традиция использования антиминсов в богослужении восходит к первым векам христианства.  

С течением времени антиминсы заменялись на новые. Старые антиминсы после изъятия из них мощей подлежали уничтожению, чаще всего сжигались. Иногда по благословению архиереев антиминсные платы оставлялись в церковных приходах и сохранялись между одеждами престола.

В России к концу XVII века печатные антиминсы почти полностью вытеснили древние рукописные. В 1735 году вышло постановление Синода, по которому предписывалось отсылать вышедшие из употребления богослужебные платы в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов. С 1842 года синодальный Указ предписывал также составлять списки хранения старых антиминсов. 
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Антиминс

Время создания
1498 год
Размер
17x16,7 см
Техника
холст льняной, чернила, рукопись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%