В экспозиции представлена копия портрета Анны Боруновой — крепостной певицы князей Юсуповых, выдающейся артистки театральной труппы в имении Архангельское.
В 1817 году в Москве намечались торжества по случаю пятилетия победы над Наполеоном, на которых должен был присутствовать император Александр I. К предстоящему празднеству князь Николай Юсупов задумал устроить в усадьбе театральный зал. Он принял решение полностью перестроить здание манежа в западной части пейзажного парка на основе проекта итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Театр возвела из дерева на каменном основании артель плотников Осипа Иванова. Для установки сценических механизмов пригласили театрального машиниста Петра Иванова из Москвы.
К середине 1818 года строительство было закончено. Сцена с ярко выраженным уклоном имела все необходимые приспособления для смены декораций и различных сценических эффектов. Четверть объема здания отвели под артистические.
Театр в Архангельском сохранился до наших дней почти в первозданном виде. В нем остались не только элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, но и подлинные декорации Гонзаго, не сохранившиеся ни в одном из европейских театров по его проекту. Первоначальный облик почти всего ансамбля декораций воссоздают акварели, выполненные в 1820-х годах художниками, которые работали в усадьбе.
В театре можно было ставить любые спектакли: драматические, оперные, балетные и другие. Но прежде всего в Архангельском планировали показывать спектакли декораций.
Суть таких постановок заключалась в смене на сцене театра разных архитектурно-пространственных картин, иногда под музыку, но без участия актеров. Спектакли декораций появились в Западной Европе еще в XVII веке. Архитектор Гонзаго называл их «музыкой для глаз».
Для таких спектаклей Гонзаго написал занавес, который как бы продолжал архитектуру зрительного зала, и несколько перемен декораций. Ученым удалось подтвердить, что он создал десять элементов, но некоторые современники полагали, что их было двенадцать или даже более. До наших дней сохранились только четыре — «Храм», «Таверна», «Тюрьма» и «Мраморная галерея», а также занавес.
Однако в праздничный вечер полностью представить высоким гостям задуманный сюрприз Юсупову не удалось. По словам очевидцев, в театре декорации сменили только три раза, что вызвало недовольство императора.
В 1817 году в Москве намечались торжества по случаю пятилетия победы над Наполеоном, на которых должен был присутствовать император Александр I. К предстоящему празднеству князь Николай Юсупов задумал устроить в усадьбе театральный зал. Он принял решение полностью перестроить здание манежа в западной части пейзажного парка на основе проекта итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Театр возвела из дерева на каменном основании артель плотников Осипа Иванова. Для установки сценических механизмов пригласили театрального машиниста Петра Иванова из Москвы.
К середине 1818 года строительство было закончено. Сцена с ярко выраженным уклоном имела все необходимые приспособления для смены декораций и различных сценических эффектов. Четверть объема здания отвели под артистические.
Театр в Архангельском сохранился до наших дней почти в первозданном виде. В нем остались не только элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, но и подлинные декорации Гонзаго, не сохранившиеся ни в одном из европейских театров по его проекту. Первоначальный облик почти всего ансамбля декораций воссоздают акварели, выполненные в 1820-х годах художниками, которые работали в усадьбе.
В театре можно было ставить любые спектакли: драматические, оперные, балетные и другие. Но прежде всего в Архангельском планировали показывать спектакли декораций.
Суть таких постановок заключалась в смене на сцене театра разных архитектурно-пространственных картин, иногда под музыку, но без участия актеров. Спектакли декораций появились в Западной Европе еще в XVII веке. Архитектор Гонзаго называл их «музыкой для глаз».
Для таких спектаклей Гонзаго написал занавес, который как бы продолжал архитектуру зрительного зала, и несколько перемен декораций. Ученым удалось подтвердить, что он создал десять элементов, но некоторые современники полагали, что их было двенадцать или даже более. До наших дней сохранились только четыре — «Храм», «Таверна», «Тюрьма» и «Мраморная галерея», а также занавес.
Однако в праздничный вечер полностью представить высоким гостям задуманный сюрприз Юсупову не удалось. По словам очевидцев, в театре декорации сменили только три раза, что вызвало недовольство императора.