В 1959 году экспедицией смоленского археолога Шмидта во время раскопок городища у деревни Новые Батеки Смоленского района был найден амулет-подвеска в виде коня. Памятник принадлежал культуре раннего железного века — днепро-двинским племенам, населявшим Смоленщину с VIII века до нашей эры по III век нашей эры.
Основным типом поселения днепро-двинцев были городища, которые строились на возвышенных местах и хорошо укреплялись. Располагались они, как правило, на берегах небольших речек или ручьев, около места их впадения в более крупные реки. Площадь городищ обычно была невелика и составляла около 600-1000 квадратных метров. Каждое отдельное городище было местом поселения одного рода, но к III веку нашей эры, с ростом численности населения, на городищах стали размещаться по несколько семей, а жители двух-трех близлежащих городищ составляли род. Совместная деятельность по сооружению оборонительных укреплений вокруг поселка, неразделенное хозяйство, характер жилых и хозяйственных построек — все это говорит о сохранении общинной собственности и демократических порядках в тогдашнем обществе. Население проживало в постоянной военной опасности, о чем свидетельствуют мощные оборонительные сооружения. Она исходила от обитателей соседних поселений, а также от чужеземных грабителей, которые могли проникать по рекам на большие расстояния.
Амулеты-коньки — одни из наиболее часто встречающихся сакральных предметов в Верхнем Поднепровье и Подвинье. Все они выполнены по одной стилистической схеме: четко выраженная пышная конская грива и заостренная морда; четыре четко проработанные ноги, стоящие раздельно; ушко-петелька у основания шеи и так называемый хвост — опущенная вниз завершающая часть амулета, которая является половым признаком мужской особи. Подчеркнутое мужское начало в амулетах-коньках раннего железного века ставило своей целью противопоставление женскому началу.
По Шмидту, амулет-подвеска являлся сакральным, священным знаком. У людей того времени преобладало обожествление сил природы, солнца, огня или домашнего очага.
Широко был распространен культ коня как служителя богов. Сохранились свидетельства древних авторов о священных конях в языческих храмах и священнодействиях, связанных с ними, использовании их в предсказаниях судьбы. Известно, что культ коня тесно связан с культом солнца. Для раннеземледельческих общин культ солнца, обеспечивающего хороший урожай, был закономерным.
Христианизация населения привела к забвению значения амулетов, упрощению их вида, а затем и к полному исчезновению.
Основным типом поселения днепро-двинцев были городища, которые строились на возвышенных местах и хорошо укреплялись. Располагались они, как правило, на берегах небольших речек или ручьев, около места их впадения в более крупные реки. Площадь городищ обычно была невелика и составляла около 600-1000 квадратных метров. Каждое отдельное городище было местом поселения одного рода, но к III веку нашей эры, с ростом численности населения, на городищах стали размещаться по несколько семей, а жители двух-трех близлежащих городищ составляли род. Совместная деятельность по сооружению оборонительных укреплений вокруг поселка, неразделенное хозяйство, характер жилых и хозяйственных построек — все это говорит о сохранении общинной собственности и демократических порядках в тогдашнем обществе. Население проживало в постоянной военной опасности, о чем свидетельствуют мощные оборонительные сооружения. Она исходила от обитателей соседних поселений, а также от чужеземных грабителей, которые могли проникать по рекам на большие расстояния.
Амулеты-коньки — одни из наиболее часто встречающихся сакральных предметов в Верхнем Поднепровье и Подвинье. Все они выполнены по одной стилистической схеме: четко выраженная пышная конская грива и заостренная морда; четыре четко проработанные ноги, стоящие раздельно; ушко-петелька у основания шеи и так называемый хвост — опущенная вниз завершающая часть амулета, которая является половым признаком мужской особи. Подчеркнутое мужское начало в амулетах-коньках раннего железного века ставило своей целью противопоставление женскому началу.
По Шмидту, амулет-подвеска являлся сакральным, священным знаком. У людей того времени преобладало обожествление сил природы, солнца, огня или домашнего очага.
Широко был распространен культ коня как служителя богов. Сохранились свидетельства древних авторов о священных конях в языческих храмах и священнодействиях, связанных с ними, использовании их в предсказаниях судьбы. Известно, что культ коня тесно связан с культом солнца. Для раннеземледельческих общин культ солнца, обеспечивающего хороший урожай, был закономерным.
Христианизация населения привела к забвению значения амулетов, упрощению их вида, а затем и к полному исчезновению.