Амулет из кабаньего клыка с выцарапанной на нем надписью обнаружили в окрестностях летописного города Вщижа. Сейчас там располагается село с таким же названием. Раскопками в этой местности руководил археолог Борис Рыбаков. На территории древнего Вщижа нашли остатки древнего святилища и православного храма домонгольских времен.
Амулет из клыка кабана
Время создания
XII–XIII века
Техника
Кость, гравировка
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Амулет из клыка кабана
#2
#3
Древние славяне использовали амулеты из звериных клыков как обереги. Носили их чаще всего мужчины: по старинным верованиям, такой талисман придавал своему владельцу здоровье, силу и смелость, защищал от врагов, отгонял злых духов, приносил удачу на охоте и в бою. Иногда амулеты носили целыми связками: считалось, что в этом случае их действие усиливалось.
#4
Обереги из клыков обычно надевали на шею и закрепляли их на цепочке или тонком шнурке. Историк и археолог Борис Рыбаков так комментировал этот обычай:
#5
«Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь — наименее защищенная часть тела. Голова покрыта <…>, корпус и ноги <…> закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой».
#7
Амулет из кабаньего клыка с надписью
#6
Вщижский амулет, который хранится в Брянском краеведческом музее, изготовили в XII или XIII веке. Часть клыка срезали, чтобы получить ровную поверхность, которую затем отшлифовали. На этом месте неизвестный мастер выгравировал надпись «<i title="Курсив" class="medium-i">Господи, помози рабу своему Фоме</i>». Надпись была выполнена «твердым» уставом — четким угловатым почерком, буквы которого почти не имели выступающих элементов сверху и снизу. Остальную поверхность клыка не обрабатывали, поэтому сохранилась ее естественная фактура с продольными бороздками.
Оберег из коллекции «Брянские древности» — яркий образец славянского двоеверия. После крещения Руси многие племена поклонялись Христу и языческим идолам одновременно. Древние символы получали новый смысл. Например, лунница — знак плодородия — в период двоеверия обозначала Богородицу, а солярные обереги ассоциировались не только с богами огня и солнца, но и с Христом. То же произошло и с кабаньим клыком из Вщижа: на языческом амулете вырезали христианскую молитву.
#8
ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Амулет из клыка кабана
Время создания
XII–XIII века
Техника
Кость, гравировка
Коллекция
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться