Амулет из кабаньего клыка относится к раннему железному веку. На его узком конце вырезано изображение в виде головы птицы с вытянутым клювом. Надклювье резко очерчено и украшено горизонтальными насечками. Глаз выполнен в виде шестилепестковой розетки. Внутри изображения птицы можно разглядеть очертания головы лося с горбатым носом, каплевидным глазом и ухом в форме вытянутого треугольника.
Средняя часть амулета украшена резной фигурой оленя, пьющего воду. Его спина выгнута, передняя часть туловища вывернута, опущенная вниз голова находится между передними и задними ногами. Морда оленя удлиненная, глаз каплевидный, ухо в виде вытянутого треугольника прижато к шее. Ветвистые рога переходят в схематические орлиные головки с проработанными круглыми глазами, образуя вместе с ними орнамент. У основания шеи оленя резным контуром выполнена голова сайги с характерным горбатым носом. На роге выделены спиралевидные утолщения, свойственные рогам самцов сайги.
На широком конце амулета в полный рост вырезана фигура кабана, стоящего на кончиках копыт. Голова его опущена, пасть, из которой торчит острый клык, слегка приоткрыта, ухо изображено в виде завитка. Обратная сторона клыка имеет гладкую поверхность с отверстием на широком конце.
Для предметов савромато-сарматского звериного стиля характерно изображение копытных животных — как целиком, так и частями. Из диких животных изображали, как правило, оленя, лося, горного козла, сайгу и кабана. В VI–IV веках до нашей эры в савромато-сарматском искусстве использовался мотив хищной птицы — изображением головы птицы часто украшали элементы уздечного набора.
Представленный амулет найден археологом Евгением Максимовым при обследовании кургана возле села Ново-Привольное Саратовской области. Он был обнаружен среди украшений для конской сбруи: бронзовых бляшек в виде стилизованных изображений волка, медведя, совы и других животных. Всего амулетов из кабаньих клыков было три: два широких и один узкий. Самый крупный из широких клыков отличается наиболее пышной орнаментацией.
Средняя часть амулета украшена резной фигурой оленя, пьющего воду. Его спина выгнута, передняя часть туловища вывернута, опущенная вниз голова находится между передними и задними ногами. Морда оленя удлиненная, глаз каплевидный, ухо в виде вытянутого треугольника прижато к шее. Ветвистые рога переходят в схематические орлиные головки с проработанными круглыми глазами, образуя вместе с ними орнамент. У основания шеи оленя резным контуром выполнена голова сайги с характерным горбатым носом. На роге выделены спиралевидные утолщения, свойственные рогам самцов сайги.
На широком конце амулета в полный рост вырезана фигура кабана, стоящего на кончиках копыт. Голова его опущена, пасть, из которой торчит острый клык, слегка приоткрыта, ухо изображено в виде завитка. Обратная сторона клыка имеет гладкую поверхность с отверстием на широком конце.
Для предметов савромато-сарматского звериного стиля характерно изображение копытных животных — как целиком, так и частями. Из диких животных изображали, как правило, оленя, лося, горного козла, сайгу и кабана. В VI–IV веках до нашей эры в савромато-сарматском искусстве использовался мотив хищной птицы — изображением головы птицы часто украшали элементы уздечного набора.
Представленный амулет найден археологом Евгением Максимовым при обследовании кургана возле села Ново-Привольное Саратовской области. Он был обнаружен среди украшений для конской сбруи: бронзовых бляшек в виде стилизованных изображений волка, медведя, совы и других животных. Всего амулетов из кабаньих клыков было три: два широких и один узкий. Самый крупный из широких клыков отличается наиболее пышной орнаментацией.