Кружево на севере, вероятно, появилось не ранее второй половины XVI века, со времени открытия Северного морского пути, когда Вологда становится крупным торговым центром. В город прибывают иностранные купцы с товарами, в том числе и кружевами. В XVII веке заграничное кружево в страну поступает в большом количестве. Оно становится любимым украшением одежды и предметов быта, символом богатства и знатности.
Аграмант
Время создания
XVIII век
Размер
8x48 см
Техника
нить серебряная, бить, кружево, парно-сцепная техника
Выставка
4
Открыть в приложении #6
#3
В XVII веке на Руси было организовано производство металлических кружев, сначала в Оружейной палате, а позже золотые и серебряные кружева стали плести в женских монастырях. В нашем регионе мастерская по плетению кружева была создана в Горицком Воскресенском монастыре на базе уже существовавшей златошвейной мастерской.
Чаще всего металлические кружева выплетали из прядёной или кручёной золотой и серебряной нити, так называемой «канители». Стоило такое кружево дорого, его стоимость зависела не от сложности узора, а только от веса изделия.
Чаще всего металлические кружева выплетали из прядёной или кручёной золотой и серебряной нити, так называемой «канители». Стоило такое кружево дорого, его стоимость зависела не от сложности узора, а только от веса изделия.
Основными формами мерного металлического кружева являются прошва, край и аграмант. Причем, в XVIII столетии именно аграмант становится наиболее распространенной формой кружева. Золотое и серебряное кружево нашивали на предметы светского и церковного обихода — всевозможные завеси, покровцы, а также украшали таким кружевом парадную одежду знати и священнослужителей.
Смена моды, связанная с рядом реформ Петра I, приводит к увеличению спроса на льняное и шёлковое кружево. Таким образом, к началу XIX века металлическое кружево повсеместно выходит из употребления, вытесненное шелковым, льняным и хлопчатобумажным.
Смена моды, связанная с рядом реформ Петра I, приводит к увеличению спроса на льняное и шёлковое кружево. Таким образом, к началу XIX века металлическое кружево повсеместно выходит из употребления, вытесненное шелковым, льняным и хлопчатобумажным.
#7
Примеры использования металлического золото-серебряного кружева в предметах церковного обихода, представленных в экспозиции Музея кружева.
1. Покровец (ВОКМ 3776). Ткань х/б, шёлк, золотное кружево.
2. Покровец. (ВОКМ 3396) Бархат, золото-серебряное кружево, металлический золото-серебряный галун.
3. Фелонь рытого турецкого бархата. XVII–XVIII вв. (ВОКМ 3149)
Бархат, шёлк, холст, золотные и серебряные нити, блёстки, трунцал, вышивка, кружево, позумент.
4. Палица. XVIII в. (ВОКМ 737). Бархат, кружево золотное, жемчуг, камни.
1. Покровец (ВОКМ 3776). Ткань х/б, шёлк, золотное кружево.
2. Покровец. (ВОКМ 3396) Бархат, золото-серебряное кружево, металлический золото-серебряный галун.
3. Фелонь рытого турецкого бархата. XVII–XVIII вв. (ВОКМ 3149)
Бархат, шёлк, холст, золотные и серебряные нити, блёстки, трунцал, вышивка, кружево, позумент.
4. Палица. XVIII в. (ВОКМ 737). Бархат, кружево золотное, жемчуг, камни.
#8
БУК Вологодской области Вологодский государственный музей-заповедник
читать дальшескрыть
Аграмант
Время создания
XVIII век
Размер
8x48 см
Техника
нить серебряная, бить, кружево, парно-сцепная техника
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться