В начале 1920-х годов на текстильных фабриках стал создаваться новый тип платков, который получил название агитационных. Они стали наглядным средством пропаганды, заняв особое место в истории художественного текстиля. Портреты деятелей революции, элементы государственной символики, аббревиатуры, лозунги и памятные даты, а также темы коллективизации сельского хозяйства и индустриализации экономики нашли самое непосредственное отражение в художественном оформлении платочной продукции тех лет.
Постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, тесно связанные с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став мощным оружием борьбы за идеалы революции. Сегодня агитационные платки служат важным материальным памятником эпохи и свидетельствуют о традициях и новациях, существовавших в текстильном дизайне в 1920–1930-е годы.
Агитационный платок с портретом В.И. Ленина был выпущен на фабрике «Пятый Октябрь» Государственного Владимиро-Александровского треста хлопчатобумажных фабрик ВСНХ СССР в 1924 году после смерти В.И. Ленина. Автор эскиза платка — художник Н.С. Демков. В октябре этого же года была изготовлена пробная партия, а в ноябре запущено массовое производство изделия. Его вручали всем рабочим предприятия как памятный подарок, а также почетным гостям праздничных мероприятий фабрики, посвященных седьмой годовщине Октября.
В 1925 году к Первому Всероссийскому съезду учителей был выпущен ограниченный тираж данных агитационных платков в количестве полутора тысяч штук. Тогда, в декабре этого года, в Москве собрались делегаты со всей страны. Каждому на память от Н.К. Крупской были подарены библиотечки и эти текстильные изделия.
Композиция платка традиционна и состоит из пяти частей, связанных с общим фоном. Центральное поле, украшенное погрудным портретом Ленина в круглом медальоне, окружает декоративный фриз с изображением шагающего будущего поколения советских людей и пояснительными надписями о денежной реформе, культурной революции и других приметах времени. Темный коричневый фон изделия покрывает изысканный кружевной рисунок с включением портретов К. Маркса, Ф. Энгельса, М.И. Калинина и Л.Д. Троцкого.
Постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, тесно связанные с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став мощным оружием борьбы за идеалы революции. Сегодня агитационные платки служат важным материальным памятником эпохи и свидетельствуют о традициях и новациях, существовавших в текстильном дизайне в 1920–1930-е годы.
Агитационный платок с портретом В.И. Ленина был выпущен на фабрике «Пятый Октябрь» Государственного Владимиро-Александровского треста хлопчатобумажных фабрик ВСНХ СССР в 1924 году после смерти В.И. Ленина. Автор эскиза платка — художник Н.С. Демков. В октябре этого же года была изготовлена пробная партия, а в ноябре запущено массовое производство изделия. Его вручали всем рабочим предприятия как памятный подарок, а также почетным гостям праздничных мероприятий фабрики, посвященных седьмой годовщине Октября.
В 1925 году к Первому Всероссийскому съезду учителей был выпущен ограниченный тираж данных агитационных платков в количестве полутора тысяч штук. Тогда, в декабре этого года, в Москве собрались делегаты со всей страны. Каждому на память от Н.К. Крупской были подарены библиотечки и эти текстильные изделия.
Композиция платка традиционна и состоит из пяти частей, связанных с общим фоном. Центральное поле, украшенное погрудным портретом Ленина в круглом медальоне, окружает декоративный фриз с изображением шагающего будущего поколения советских людей и пояснительными надписями о денежной реформе, культурной революции и других приметах времени. Темный коричневый фон изделия покрывает изысканный кружевной рисунок с включением портретов К. Маркса, Ф. Энгельса, М.И. Калинина и Л.Д. Троцкого.