В фондах музея сохранилось несколько театральных афиш 1919 года, которые знакомят с репертуаром театра «Дом Просвещения» и с актерским составом труппы. Некоторые афиши представлены в исторической экспозиции, посвященной истории Великих Лук, так как возникновение театрального дела внесло огромный вклад в культурно-просветительскую жизнь города после революции 1917 года.
Первое упоминание о театре в Великих Луках встречается в очерках Михаила Семевского, опубликованных в 1857 году. В них указано, что в середине XIX века в городе уже был театр. На рубеже XIX–XX столетий театр входил в быт и культуру провинциальных городов, в том числе и такого небольшого городка, какими были в это время Великие Луки. В стенах двух кинематографов «Модерн» и «Рекорд», а также на открытой сцене Летнего сада выступали заезжие гастролеры.
Особенно активно театральная жизнь в городе развернулась после октябрьских событий 1917 года. В борьбе за культурные преобразования театр сыграл важную роль. Это ярко проявилось в жизни прифронтового города Великие Луки: к 1918-му в нем сосредоточилось большое количество воинских частей, полевых госпиталей, беженцев и казаков Донского казачьего корпуса генерала Краснова.
Из Петрограда в провинцию, в том числе и в Великие Луки, приезжала творческая интеллигенция: актеры, режиссеры, музыканты, певцы. Именно они стали инициаторами создания в городе частных, профессиональных, полупрофессиональных или просто самодеятельных драматических объединений, клубов и кружков.
В январе 1918-го в Великие Луки приехал 34-летний прапорщик, участник Первой мировой войны, профессиональный певец, тенор Федон — Иосиф Милославский. Он создал товарищество оперных и драматических артистов, поставившее в городе оперные спектакли «Русалка», «Евгений Онегин» и оперетту «Горный князь». К концу года в городе работали несколько драматических коллективов и драматическая труппа театра «Дом Просвещения», в ведении которого находилась деятельность всех театральных коллективов.
В 1919 году в Великих Луках базировались передвижные фронтовые театры. В городе находилось управление 18-го военного строительства и политический отдел 15-й армии — в нем сотрудником штаба служил будущий режиссер Сергей Эйзенштейн. Пребывание в Великих Луках — один из важных периодов становления Эйзенштейна как театрального деятеля. Здесь он поставил и оформил три спектакля: «Зеркало» Ф.М. Случайного, «Двойник» А. Аверченко и «Марат» А. Амнуэля, а в качестве художника работал над пьесой Ромена Роллана «Взятие Бастилии».
Сотрудники театральной секции подотдела искусств с новым руководителем Дмитрием Яркиным занимались активным развитием театра в городе и уезде. К середине 1919-го была сформирована драматическая труппа театра «Дом просвещения». О ней сохранилось мало сведений, но известно, что в том же году она поставила спектакли «На дне», «Гроза», «Лес», а также заказала для постановок ряд пьес, среди которых «Горькая судьбина», «Изумительные превращения» и многие другие.
Первое упоминание о театре в Великих Луках встречается в очерках Михаила Семевского, опубликованных в 1857 году. В них указано, что в середине XIX века в городе уже был театр. На рубеже XIX–XX столетий театр входил в быт и культуру провинциальных городов, в том числе и такого небольшого городка, какими были в это время Великие Луки. В стенах двух кинематографов «Модерн» и «Рекорд», а также на открытой сцене Летнего сада выступали заезжие гастролеры.
Особенно активно театральная жизнь в городе развернулась после октябрьских событий 1917 года. В борьбе за культурные преобразования театр сыграл важную роль. Это ярко проявилось в жизни прифронтового города Великие Луки: к 1918-му в нем сосредоточилось большое количество воинских частей, полевых госпиталей, беженцев и казаков Донского казачьего корпуса генерала Краснова.
Из Петрограда в провинцию, в том числе и в Великие Луки, приезжала творческая интеллигенция: актеры, режиссеры, музыканты, певцы. Именно они стали инициаторами создания в городе частных, профессиональных, полупрофессиональных или просто самодеятельных драматических объединений, клубов и кружков.
В январе 1918-го в Великие Луки приехал 34-летний прапорщик, участник Первой мировой войны, профессиональный певец, тенор Федон — Иосиф Милославский. Он создал товарищество оперных и драматических артистов, поставившее в городе оперные спектакли «Русалка», «Евгений Онегин» и оперетту «Горный князь». К концу года в городе работали несколько драматических коллективов и драматическая труппа театра «Дом Просвещения», в ведении которого находилась деятельность всех театральных коллективов.
В 1919 году в Великих Луках базировались передвижные фронтовые театры. В городе находилось управление 18-го военного строительства и политический отдел 15-й армии — в нем сотрудником штаба служил будущий режиссер Сергей Эйзенштейн. Пребывание в Великих Луках — один из важных периодов становления Эйзенштейна как театрального деятеля. Здесь он поставил и оформил три спектакля: «Зеркало» Ф.М. Случайного, «Двойник» А. Аверченко и «Марат» А. Амнуэля, а в качестве художника работал над пьесой Ромена Роллана «Взятие Бастилии».
Сотрудники театральной секции подотдела искусств с новым руководителем Дмитрием Яркиным занимались активным развитием театра в городе и уезде. К середине 1919-го была сформирована драматическая труппа театра «Дом просвещения». О ней сохранилось мало сведений, но известно, что в том же году она поставила спектакли «На дне», «Гроза», «Лес», а также заказала для постановок ряд пьес, среди которых «Горькая судьбина», «Изумительные превращения» и многие другие.