Установление советской власти на Таймыре было долгим и непростым делом, которое завершилось только к концу 1930-х годов: во многом новая идеология шла вразрез с вековыми традициями кочевых народов.
Начало этому процессу было положено в январе 1920 года. В первую очередь новая власть решила заняться организацией политического устройства коренных малочисленных народов, ликвидацией безграмотности, налаживанием корпоративной торговли. На Таймыре начали появляться Красные чумы. Помещением для «очага новой жизни» служил балок — традиционное жилище тундровиков; красночумовцы совмещали должности лекаря, учителя, библиотекаря, просветителя.
Изображенное на картине собрание в нганасанском стойбище посвящено политпросвету. Среди прочих фигур выделяется русская женщина в красной косынке — Амалия Михайловна Хазанович.
Двадцатичетырехлетняя Амалия Хазанович приехала на Таймыр в 1936 году по комсомольской путевке, в числе ста комсомольцев, присланных с просветительской целью в Арктику. До этого она успела поработать на Урале секретарем сельсоветского исполкома и заведующей избой-читальней, в Москве — сотрудником «Московской колхозной газеты» и на инструментальном заводе. Все эти навыки, как организаторские, так и слесарные, пригодились ей в тундре.
В качестве заведующей Красным чумом Хатангской культбазы Главсевморпути Хазанович с осени 1936-го по апрель 1937 года жила среди долган, лечила, обучала грамоте, Конституции СССР и навыкам гигиены. Местом работы был поселок Исаевский, на полпути между Хатангой и Волочанкой.
После встречи с этнографом Андреем Андреевичем Поповым, навестившим стойбище, и его рассказов о нганасанах Амалия Михайловна попросила отправить ее к этому еще менее просвещенному народу. Всего она проработала в тундре больше 15 лет, кочевала вместе со своими подопечными. Ее Красный чум прошел 2000 километров по тундре.
Благодаря стараниям Амалии Хазанович и ее высокому авторитету среди местных жителей в 1938 году даже возникло охотничье-промысловое хозяйство «Ленинский путь». Ведение Хазанович подробного ежедневного дневника нашло отражение в ее книге «Друзья мои, нганасаны: из таймырских дневников».
Окончив свою миссию в тундре, Амалия Михайловна работала в сфере культуры, метеорологии, геологии. Прах Амалии Хазанович по ее завещанию перевезли в тундру. Там же, в поселке Новая (Хатанга), в честь знаменитой учительницы установлен обелиск.
Начало этому процессу было положено в январе 1920 года. В первую очередь новая власть решила заняться организацией политического устройства коренных малочисленных народов, ликвидацией безграмотности, налаживанием корпоративной торговли. На Таймыре начали появляться Красные чумы. Помещением для «очага новой жизни» служил балок — традиционное жилище тундровиков; красночумовцы совмещали должности лекаря, учителя, библиотекаря, просветителя.
Изображенное на картине собрание в нганасанском стойбище посвящено политпросвету. Среди прочих фигур выделяется русская женщина в красной косынке — Амалия Михайловна Хазанович.
Двадцатичетырехлетняя Амалия Хазанович приехала на Таймыр в 1936 году по комсомольской путевке, в числе ста комсомольцев, присланных с просветительской целью в Арктику. До этого она успела поработать на Урале секретарем сельсоветского исполкома и заведующей избой-читальней, в Москве — сотрудником «Московской колхозной газеты» и на инструментальном заводе. Все эти навыки, как организаторские, так и слесарные, пригодились ей в тундре.
В качестве заведующей Красным чумом Хатангской культбазы Главсевморпути Хазанович с осени 1936-го по апрель 1937 года жила среди долган, лечила, обучала грамоте, Конституции СССР и навыкам гигиены. Местом работы был поселок Исаевский, на полпути между Хатангой и Волочанкой.
После встречи с этнографом Андреем Андреевичем Поповым, навестившим стойбище, и его рассказов о нганасанах Амалия Михайловна попросила отправить ее к этому еще менее просвещенному народу. Всего она проработала в тундре больше 15 лет, кочевала вместе со своими подопечными. Ее Красный чум прошел 2000 километров по тундре.
Благодаря стараниям Амалии Хазанович и ее высокому авторитету среди местных жителей в 1938 году даже возникло охотничье-промысловое хозяйство «Ленинский путь». Ведение Хазанович подробного ежедневного дневника нашло отражение в ее книге «Друзья мои, нганасаны: из таймырских дневников».
Окончив свою миссию в тундре, Амалия Михайловна работала в сфере культуры, метеорологии, геологии. Прах Амалии Хазанович по ее завещанию перевезли в тундру. Там же, в поселке Новая (Хатанга), в честь знаменитой учительницы установлен обелиск.