Род Буниных, записанный в шестую часть «Бархатной книги» древних дворянских родов, ведет свою родословную от «мужа знатного» Симеона Бунковского, который со своей дружиной выехал в ХV веке из Польши на «ратную службу» к московскому князю Василию Темному. Предки Бунина были людьми военными, или как говорили в старину, «служилыми» и стояли на защите южных рубежей Руси от набегов крымских татар и нагайцев.
Иван Алексеевич вспоминал: «Все предки мои были связаны с народом и с землей, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».
Среди предков писателя также были стольники, воеводы, моряки. В Дворянской родословной книге, хранящейся в Орловском областном архиве, записана «Родословная и доказательства о дворянстве рода Буниных». В ней указывается, что Якову Бунину «по грамоте царя Петра Алексеевича 1706 года велено отказать поместье в разных деревнях и пустошах, он же, Яков Бунин, по указу Правительствующего сената 1722 года внести в список московских дворян».
Предметом особой гордости для Ивана Бунина была его кровная связь с тем социальным пластом, к которому принадлежало множество известных представителей отечественной культуры. Философ Иван Ильин в статье о Бунине писал: «Это она, наша средняя полоса, уже подарившая русскому народу столько замечательных талантов, — литературных, музыкальных и философских, — говорит в его созданиях. Веками проходил здесь, вокруг Москвы этот своеобразный, национальный, сословный, душевно-духовный и культурный отбор, отбор тонких и даровитых натур… Тут все соединилось: и этот крепкий, строгий климат с его большими колебаниями и бурными порывами; и ласковый мечтательно-просторный ландшафт; и столетний отбор крови и культуры; и непосредственная близость к народной крестьянской стихии, к дыханию земли; и досуг помещичьей усадьбы, с ее культом родовой, наследственной традиции служения».
Иван Алексеевич вспоминал: «Все предки мои были связаны с народом и с землей, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».
Среди предков писателя также были стольники, воеводы, моряки. В Дворянской родословной книге, хранящейся в Орловском областном архиве, записана «Родословная и доказательства о дворянстве рода Буниных». В ней указывается, что Якову Бунину «по грамоте царя Петра Алексеевича 1706 года велено отказать поместье в разных деревнях и пустошах, он же, Яков Бунин, по указу Правительствующего сената 1722 года внести в список московских дворян».
Предметом особой гордости для Ивана Бунина была его кровная связь с тем социальным пластом, к которому принадлежало множество известных представителей отечественной культуры. Философ Иван Ильин в статье о Бунине писал: «Это она, наша средняя полоса, уже подарившая русскому народу столько замечательных талантов, — литературных, музыкальных и философских, — говорит в его созданиях. Веками проходил здесь, вокруг Москвы этот своеобразный, национальный, сословный, душевно-духовный и культурный отбор, отбор тонких и даровитых натур… Тут все соединилось: и этот крепкий, строгий климат с его большими колебаниями и бурными порывами; и ласковый мечтательно-просторный ландшафт; и столетний отбор крови и культуры; и непосредственная близость к народной крестьянской стихии, к дыханию земли; и досуг помещичьей усадьбы, с ее культом родовой, наследственной традиции служения».