В 2016 году в экспозиции «Усольская коллекция графов Орловых-Давыдовых» краеведческого музея Сызрани воссоздали изразцовый камин XIX века. Камин был установлен владельцами имения и оставался в помещении до 1974 года — пока оно принадлежало сельскохозяйственному техникуму. Потом учебное заведение переехало в новое здание, а усадьба осталась без хозяина и стала разрушаться. Камин разобрали и передали в музей, где он долгое время хранился в запасниках, пока не появилась возможность воссоздать его в былом великолепии.
Собирали камин сотрудники музея вместе со специалистами из Уральского регионального института музейных проектов. Основная сложность заключалась в том, что не осталось никаких чертежей, и приходилось работать только по одной сохранившейся черно-белой фотографии 1970-х годов. Камин был облицован гладкими изразцами в русском стиле, с ярким растительным орнаментом. Изразцы использовали для того, чтобы улучшить внешний вид камина и дольше сохранить тепло.
Русские изразцы обычно украшали орнаментом из цветов и растительных элементов, восточные — мелким узором и изображениями животных, а на голландских плитках изображали бытовые сцены из жизни крестьян с росписью в сине-голубых красках на белом фоне. Изразцы изготавливались разного размера и формы — плоские, угловые, фигурные. Их нельзя было разрезать — короб собирали только из целых деталей. Сначала создавали эскиз, по которому делали все отливки. Потом собирали каркас из изразцов, который крепили к печи.
Главная отличительная особенность изразцовой плитки от обычной заключается в наличии румпы — выступающих бортиков с обратной стороны изделия. Они предназначаются для соединения изразцов между собой в процессе кладки и сохранения тепла.
Раньше камины устанавливали не только в домах богатых граждан, но и в царских дворцах и даже в церквях. Со временем жизнь человека стала проще: производство печей сократилось, а на смену им пришли современные, удобные, экономичные и неброские отопительные приборы. Однако сейчас можно наблюдать возрождение интереса к этой технологии как к элементу декора.
Собирали камин сотрудники музея вместе со специалистами из Уральского регионального института музейных проектов. Основная сложность заключалась в том, что не осталось никаких чертежей, и приходилось работать только по одной сохранившейся черно-белой фотографии 1970-х годов. Камин был облицован гладкими изразцами в русском стиле, с ярким растительным орнаментом. Изразцы использовали для того, чтобы улучшить внешний вид камина и дольше сохранить тепло.
Русские изразцы обычно украшали орнаментом из цветов и растительных элементов, восточные — мелким узором и изображениями животных, а на голландских плитках изображали бытовые сцены из жизни крестьян с росписью в сине-голубых красках на белом фоне. Изразцы изготавливались разного размера и формы — плоские, угловые, фигурные. Их нельзя было разрезать — короб собирали только из целых деталей. Сначала создавали эскиз, по которому делали все отливки. Потом собирали каркас из изразцов, который крепили к печи.
Главная отличительная особенность изразцовой плитки от обычной заключается в наличии румпы — выступающих бортиков с обратной стороны изделия. Они предназначаются для соединения изразцов между собой в процессе кладки и сохранения тепла.
Раньше камины устанавливали не только в домах богатых граждан, но и в царских дворцах и даже в церквях. Со временем жизнь человека стала проще: производство печей сократилось, а на смену им пришли современные, удобные, экономичные и неброские отопительные приборы. Однако сейчас можно наблюдать возрождение интереса к этой технологии как к элементу декора.