В коллекции Карасукского музея хранится трехрублевая бумажная банкнота 1905 года выпуска. Этот кредитный билет печатали с 1905 по 1912 годы, за все время тираж составил 98 миллионов штук. В 1909 году в Томске на такую трешку можно было купить пуд свежевыловленной щуки или три пуда пшеничной муки.
Банкноты нового образца ввели в 1905 году, потому что способы печати стали более совершенными. С 1907 года новые кредитные билеты потихоньку запускали в обращение. Купюры в 3 рубля, 10, 25 рублей выпускали до 1919 года, а билеты 100 и 500 рублей — до начала 1921 года. Трехрублевки печатали на белой бумаге с водяными знаками обычной типографской и металлографической печатью — при этом способе на бумагу переходит довольно толстый слой краски, и когда она высыхает, кончиками пальцев можно ощутить фрагменты рисунка.
Также при печати купюр использовали «орловскую печать» — способ, при котором можно было отпечатать рисунок в несколько красок с одного клише. Его изобрел мастер ткацкой фабрики Иван Орлов, когда его пригласили в Экспедицию заготовления государственных бумаг поработать над купюрами на шелковой ткани. Способ заключался в том, что краска с каждого шаблона переносилась на сводный вал, с которого затем переносилась на печатную форму, а после отпечатывалась на бумаге — идеально подогнанный многоцветный оттиск. Печатники на одной стороне могли использовать до пяти красок, не боясь оставить просветы или наложения в рисунке. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно подделать обычным типографским способом.
На аверсе музейной трехрублевой купюры многоцветные фон и рисунок, вверху размещена надпись «Государственный кредитный билетъ», внизу указан 1905 год выпуска. В центре напечатаны малый государственный герб, вензель императора Николая II, номинал банкноты («ТРИ РУБЛЯ») и небольшое пояснение в четыре строки: «Государственный банкъ размениваетъ кредитные билеты на золотую монету безъ ограничений суммы (1 рубль= 1/15 империала, содержитъ 17,424 долей чистаго золота)». Это означает, что банкнота по своей ценности приравнена к трем чеканным золотым рублям и ее можно обменять. На реверсе — такой же многоцветный фон и рисунок, а также напечатано извлечение из закона, информирующее в частности об ответственности за подделку. Здесь же художник поместил водяной знак — часто повторяющуюся цифру 3 в волнистых линиях.
Банкноты нового образца ввели в 1905 году, потому что способы печати стали более совершенными. С 1907 года новые кредитные билеты потихоньку запускали в обращение. Купюры в 3 рубля, 10, 25 рублей выпускали до 1919 года, а билеты 100 и 500 рублей — до начала 1921 года. Трехрублевки печатали на белой бумаге с водяными знаками обычной типографской и металлографической печатью — при этом способе на бумагу переходит довольно толстый слой краски, и когда она высыхает, кончиками пальцев можно ощутить фрагменты рисунка.
Также при печати купюр использовали «орловскую печать» — способ, при котором можно было отпечатать рисунок в несколько красок с одного клише. Его изобрел мастер ткацкой фабрики Иван Орлов, когда его пригласили в Экспедицию заготовления государственных бумаг поработать над купюрами на шелковой ткани. Способ заключался в том, что краска с каждого шаблона переносилась на сводный вал, с которого затем переносилась на печатную форму, а после отпечатывалась на бумаге — идеально подогнанный многоцветный оттиск. Печатники на одной стороне могли использовать до пяти красок, не боясь оставить просветы или наложения в рисунке. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно подделать обычным типографским способом.
На аверсе музейной трехрублевой купюры многоцветные фон и рисунок, вверху размещена надпись «Государственный кредитный билетъ», внизу указан 1905 год выпуска. В центре напечатаны малый государственный герб, вензель императора Николая II, номинал банкноты («ТРИ РУБЛЯ») и небольшое пояснение в четыре строки: «Государственный банкъ размениваетъ кредитные билеты на золотую монету безъ ограничений суммы (1 рубль= 1/15 империала, содержитъ 17,424 долей чистаго золота)». Это означает, что банкнота по своей ценности приравнена к трем чеканным золотым рублям и ее можно обменять. На реверсе — такой же многоцветный фон и рисунок, а также напечатано извлечение из закона, информирующее в частности об ответственности за подделку. Здесь же художник поместил водяной знак — часто повторяющуюся цифру 3 в волнистых линиях.