Каменное изваяние, украшенное изображениями в технике точечной выбивки, было угловым камнем ограды тагарского кургана, обнаруженного на железнодорожной станции Шира во время строительства элеватора (зернохранилища). В Хакасский краеведческий музей его перевез археолог Альберт Липский в 1955 году.
Изваяние датируют окуневской археологической культурой — южносибирской культурой кочевников-скотоводов бронзового века. То есть монумент был создан в период с конца III по начало II тысячелетия до нашей эры.
Представленное изваяние является одним из самых композиционно сложных древних монументов, известных науке. По центру расположена антропоморфная личина с рогами и ушами животных, которая разделена горизонтальными полосами на три части. Она символизирует собой древние представления хакасов о трехчастном строении мира. Такое мировоззрение было характерно для ранних религиозных верований.
В верхней части личины изображен третий глаз божества в виде солярного знака — древнего символа вселенной. Два других глаза высечены в виде концентрических кругов с точкой внутри.
В верхней части монумента выбито изображение высокого конусообразного головного убора со сложными ритуальными рисунками. Внутри можно увидеть рисунок хищного существа, предположительно дракона, с раскрытой пастью, раздвоенным языком и острыми зубами. Зверь «нападает» на солярный знак, третий глаз божества.
Под личиной в нижней части изваяния высечено изображение головы медведя с раскрытой пастью и оскаленными зубами. Его уши, глаза и нос четко прорисованы, на лбу выбит рисунок в виде косого креста. Под головой медведя изображен еще один солярный знак в виде круга с четырьмя симметрично расположенными уголками на боках и с четырьмя кругами меньшего диаметра в центре.
Мифологический сюжет нападения хищника на солярный знак часто встречался в древних легендах: так люди объясняли заход солнца. Хищник пожирал его, и наступала ночь.
Еще два солярных знака изображены на правой боковой плоскости изваяния. Головы хищных существ там повернуты в профиль.
Изваяние датируют окуневской археологической культурой — южносибирской культурой кочевников-скотоводов бронзового века. То есть монумент был создан в период с конца III по начало II тысячелетия до нашей эры.
Представленное изваяние является одним из самых композиционно сложных древних монументов, известных науке. По центру расположена антропоморфная личина с рогами и ушами животных, которая разделена горизонтальными полосами на три части. Она символизирует собой древние представления хакасов о трехчастном строении мира. Такое мировоззрение было характерно для ранних религиозных верований.
В верхней части личины изображен третий глаз божества в виде солярного знака — древнего символа вселенной. Два других глаза высечены в виде концентрических кругов с точкой внутри.
В верхней части монумента выбито изображение высокого конусообразного головного убора со сложными ритуальными рисунками. Внутри можно увидеть рисунок хищного существа, предположительно дракона, с раскрытой пастью, раздвоенным языком и острыми зубами. Зверь «нападает» на солярный знак, третий глаз божества.
Под личиной в нижней части изваяния высечено изображение головы медведя с раскрытой пастью и оскаленными зубами. Его уши, глаза и нос четко прорисованы, на лбу выбит рисунок в виде косого креста. Под головой медведя изображен еще один солярный знак в виде круга с четырьмя симметрично расположенными уголками на боках и с четырьмя кругами меньшего диаметра в центре.
Мифологический сюжет нападения хищника на солярный знак часто встречался в древних легендах: так люди объясняли заход солнца. Хищник пожирал его, и наступала ночь.
Еще два солярных знака изображены на правой боковой плоскости изваяния. Головы хищных существ там повернуты в профиль.