Миниатюрные свинцовые фигурки якорей археологи неоднократно поднимали в прибрежной зоне Судакской бухты. Такие изделия моряки могли носить в качестве оберегов, но, вероятно, чаще бросали в воду перед началом плавания как вотивные дары морским божествам.
Обычай вотивных приношений был широко распространен в дохристианскую эпоху и известен в христианской культуре с раннего Средневековья. Само слово «вотив» ( ex-voto ) происходит от латинского выражения «по данному обету» ( ex-voto suscepto ), а еще глубже — от слова votum , которое и означает «обещание, обет».
Историк-медиевист Михаил Майзульс указывает на прямую связь этой традиции с двумя древними латинскими изречениями. Во-первых, с юридической формулойdo ut des(«даю, чтобы ты дал») — она уместна в случае приношения как своеобразного залога. В-вторых, с формулой благодарности и утверждения честно выполненного долгаvotum solvit libens merito(«исполнил обет с готовностью и с полным основанием») — относительно даров, принесенных уже по исполнении просьбы.
В житийных текстах, как уточняет Майзульс, нередко встречаются сценарии, когда человек «приносит [или обещает принести] дар, который должен ускорить чудо». В некоторых случаях упоминаются два приношения: в момент молитвы (прошения) и, более дорогой, после получения результата.
По облику вотива можно установить и характер просьбы. Это могли быть таблички с рисунками, изготовленные из воска, дерева или металла части человеческого тела (в случаях исцеления), фигурки младенцев, животных и другие прозрачные «намеки».
Если просьба касалась удачного путешествия или сражения, вотивами часто служили уменьшенные, «игрушечные» копии предметов: оружия, кораблей, якорей.
Александр Васильевич Окороков и Андрей Валериевич Кулагин отмечают, что в дохристианском Средиземноморье образ якоря связывали с изображениями владыки морей Нептуна (Посейдона), богини Амфитриты — защитницы моряков и родительницы дельфинов, получеловека-полурыбы Тритона.
После принятия христианства якорь, как правило, ассоциировался с крестом.