Каменное изваяние «Хыс тас» находилось в 300 метрах к северо-востоку от горы Хызыл Хас Ширинского района Республики Хакасия. Археологи обнаружили его в конце XIX века, а спустя век археолог Альберт Липский вывез его в Хакасский краеведческий музей.
В переводе с хакасского «Хыс тас» означает «каменная девушка». Изваяние было высечено из плиты красного песчаника. На узкой грани монумента выбито лицо с человеческими и звериными чертами. Исследователи пришли к выводу, что изваяние в месте изображения личины и груди божества дорабатывали уже после создания.
Вес каменных глыб, из которых древние мастера вытесывали подобные изваяния, достигал нескольких тонн. Для обработки камня не годились бронзовые инструменты, поскольку бронза является слишком мягким материалом, поэтому будущие монументы, скорее всего, обрабатывали с помощью каменных зубил.
На овальном лице «хыс тас» с узким подбородком небольшими кругами с точками внутри обозначены глаза, двумя точками схематично изображены ноздри. В центре высечен длинный, расширяющийся книзу нос, снизу изогнутой полоской намечен рот. На переносице можно увидеть еще одну круглую точку — исследователи предполагают, что таким образом мастер изобразил третий глаз божества.
В верхней части личины выбиты стилизованные изображения ушей и, предположительно, рога. В средней части изображен вертикальный головной убор, представляющий собой высокий и узкий прямоугольник со сложными элементами декора и украшений. В нижней части он делится на два прямоугольника, внутрь которых вписаны изображения косых крестов.
Ниже на плоскости камня двумя полудугами намечена грудь божества, и именно в этой части камень имеет следы дополнительной рельефной обработки. Изваяние датируется окуневской археологической культурой. Ее представителями были племена скотоводов бронзового века. Исследования говорят о том, что основной деятельностью окуневцев было разведение овец и крупного рогатого скота, но при этом у них была развита и металлургия. Они использовали не только медь, но и бронзу, применяли ковку и литье.
В переводе с хакасского «Хыс тас» означает «каменная девушка». Изваяние было высечено из плиты красного песчаника. На узкой грани монумента выбито лицо с человеческими и звериными чертами. Исследователи пришли к выводу, что изваяние в месте изображения личины и груди божества дорабатывали уже после создания.
Вес каменных глыб, из которых древние мастера вытесывали подобные изваяния, достигал нескольких тонн. Для обработки камня не годились бронзовые инструменты, поскольку бронза является слишком мягким материалом, поэтому будущие монументы, скорее всего, обрабатывали с помощью каменных зубил.
На овальном лице «хыс тас» с узким подбородком небольшими кругами с точками внутри обозначены глаза, двумя точками схематично изображены ноздри. В центре высечен длинный, расширяющийся книзу нос, снизу изогнутой полоской намечен рот. На переносице можно увидеть еще одну круглую точку — исследователи предполагают, что таким образом мастер изобразил третий глаз божества.
В верхней части личины выбиты стилизованные изображения ушей и, предположительно, рога. В средней части изображен вертикальный головной убор, представляющий собой высокий и узкий прямоугольник со сложными элементами декора и украшений. В нижней части он делится на два прямоугольника, внутрь которых вписаны изображения косых крестов.
Ниже на плоскости камня двумя полудугами намечена грудь божества, и именно в этой части камень имеет следы дополнительной рельефной обработки. Изваяние датируется окуневской археологической культурой. Ее представителями были племена скотоводов бронзового века. Исследования говорят о том, что основной деятельностью окуневцев было разведение овец и крупного рогатого скота, но при этом у них была развита и металлургия. Они использовали не только медь, но и бронзу, применяли ковку и литье.