Пронизка — это небольшое полое изделие со сквозным отверстием, которое нанизывали на шнурок для украшения одежды и прически. Женщины использовали нанизки в составе височных, накосных и поясных украшений, а мужчины — только в поясных. Современные аналоги пронизок — бусины, бисер, стеклярус. Пронизка из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея изображает мифологическое существо с телом утки и головой лося. Сверху на пронизке вырезано сквозное отверстие для крепления. Пронизка была найдена в 1961 году на Плёсинском могильнике Пермской области, памятнике ломоватовской культуры.
Лось — один из центральных образов в искусстве пермского звериного стиля, наряду с человеком и птицей. В представлении народа коми посредниками между народом и богами были люди с крыльями и головой лося. На культовых предметах и личных оберегах их часто изображали над ящером, хранителем загробного мира. На Севере сохранились легенды о златорогом Мяндаше — сыне человека и оленя, светлом божестве, которое научило человека охотиться.
Пермский звериный стиль чаще изображает элементы разных живых существ, нежели целого зверя. Образы лося и утки впервые появляются в эпоху неолита, это отражено в сюжетах писаниц — наскальных рисунков — и орнаментах глиняной посуды. Племена лесной полосы почитали лося и водоплавающую птицу как священные тотемы.
Этнографы записали древний миф народа манси о небесной охоте, где лося представляет ковш Большой Медведицы, а охотников — три звезды рукоятки ковша. Созвездие Большой Медведицы расположено на Млечном пути, который назывался «Луд зазег сюррес» — «Дорога перелетных птиц» или «Гусиный путь», а также считался лыжней охотника на небесного лося. Небесный мифологический пантеон объединял этих животных, а на земле они относились к числу промысловых, от которых зависели выживание и быт человека.
Лось был покровителем и защитником людей на земле, а утка — символом плодородия и довольства. Их синтез в образе одного существа удваивал защитную силу амулета. Лосиная голова на этой пронизке изображена без рогов — значит, украшение принадлежало женщине.
Лось — один из центральных образов в искусстве пермского звериного стиля, наряду с человеком и птицей. В представлении народа коми посредниками между народом и богами были люди с крыльями и головой лося. На культовых предметах и личных оберегах их часто изображали над ящером, хранителем загробного мира. На Севере сохранились легенды о златорогом Мяндаше — сыне человека и оленя, светлом божестве, которое научило человека охотиться.
Пермский звериный стиль чаще изображает элементы разных живых существ, нежели целого зверя. Образы лося и утки впервые появляются в эпоху неолита, это отражено в сюжетах писаниц — наскальных рисунков — и орнаментах глиняной посуды. Племена лесной полосы почитали лося и водоплавающую птицу как священные тотемы.
Этнографы записали древний миф народа манси о небесной охоте, где лося представляет ковш Большой Медведицы, а охотников — три звезды рукоятки ковша. Созвездие Большой Медведицы расположено на Млечном пути, который назывался «Луд зазег сюррес» — «Дорога перелетных птиц» или «Гусиный путь», а также считался лыжней охотника на небесного лося. Небесный мифологический пантеон объединял этих животных, а на земле они относились к числу промысловых, от которых зависели выживание и быт человека.
Лось был покровителем и защитником людей на земле, а утка — символом плодородия и довольства. Их синтез в образе одного существа удваивал защитную силу амулета. Лосиная голова на этой пронизке изображена без рогов — значит, украшение принадлежало женщине.