В экспозиции представлена плита из красного песчаника с выбитыми рисунками лошадей. Первоначально она была частью каменной ограды кургана скифского времени. Археологи датируют курган VII–II веком до нашей эры. Его обнаружили на территории колхоза «Энгельс» Аскизского района Республики Хакасия.
В середине XX века плиту перевезли в Хакасский краеведческий музей. На ней изображены фигуры трех лошадей. Рисунок выполнен в технике точечной выбивки с последующей шлифовкой линий. Изображение было сделано между I веком до нашей эры и V веком нашей эры — оно относится к таштыкской археологической культуре. Так называют культуру Южной Сибири в железном веке. Она является преемницей тагарской культуры, но принципиально отличается от нее использованием железа. В этот период главными занятиями оставались земледелие и скотоводство, в том числе разведение лошадей.
В центре композиции находится самое детальное и крупное профильное изображение бегущей лошади. На крупе животного можно увидеть хакасскую этнографическую тамгу — личный знак скотовода. Такие схематичные изображения заменяли подпись на документе. Некоторые исследователи считают тамгу прообразом родового герба: у каждой семьи был свой знак.
Вторая лошадь изображена в левой части плиты, чуть ниже центрального рисунка. Это изображение выполнено уже не так тщательно, как первое: оно выбито точками, а линии не отшлифованы. Изображение лошадиного крупа было повреждено более поздней выбивкой, происхождение которой археологам установить не удалось.
Третий рисунок нанесен в правой части плиты, он сохранился только частично, поскольку часть камня была утеряна — вместе с изображением головы и передней ноги лошади.
В правой части плиты чуть ниже изображения третьей лошади расположены два схематичных рисунка мужских фигур. Один из них также поврежден из-за разрушения камня. Еще две группы выбитых рисунков находятся под изображением группы лошадей и над ним, в центральной части плиты. Сюжет этих сцен и хотя бы приблизительное время, когда они были сделаны, ученым установить не удалось.
В середине XX века плиту перевезли в Хакасский краеведческий музей. На ней изображены фигуры трех лошадей. Рисунок выполнен в технике точечной выбивки с последующей шлифовкой линий. Изображение было сделано между I веком до нашей эры и V веком нашей эры — оно относится к таштыкской археологической культуре. Так называют культуру Южной Сибири в железном веке. Она является преемницей тагарской культуры, но принципиально отличается от нее использованием железа. В этот период главными занятиями оставались земледелие и скотоводство, в том числе разведение лошадей.
В центре композиции находится самое детальное и крупное профильное изображение бегущей лошади. На крупе животного можно увидеть хакасскую этнографическую тамгу — личный знак скотовода. Такие схематичные изображения заменяли подпись на документе. Некоторые исследователи считают тамгу прообразом родового герба: у каждой семьи был свой знак.
Вторая лошадь изображена в левой части плиты, чуть ниже центрального рисунка. Это изображение выполнено уже не так тщательно, как первое: оно выбито точками, а линии не отшлифованы. Изображение лошадиного крупа было повреждено более поздней выбивкой, происхождение которой археологам установить не удалось.
Третий рисунок нанесен в правой части плиты, он сохранился только частично, поскольку часть камня была утеряна — вместе с изображением головы и передней ноги лошади.
В правой части плиты чуть ниже изображения третьей лошади расположены два схематичных рисунка мужских фигур. Один из них также поврежден из-за разрушения камня. Еще две группы выбитых рисунков находятся под изображением группы лошадей и над ним, в центральной части плиты. Сюжет этих сцен и хотя бы приблизительное время, когда они были сделаны, ученым установить не удалось.