В народных мифах и преданиях на одного доброго духа приходится несколько злых. Каждый из них может закружить, запутать и загубить человека, который не умеет обращаться с нечистой силой или намеренно нарушает правила. Сможете ли вы вывести на чистую воду оборотня, не попасться в лапы банным духам и избавиться от назойливого потустороннего гостя?
1 из 10

По крестьянским поверьям, в бане — месте хоть и чистом, но не освященном — обитала нечисть. Хозяином помещения считался банник: его представляли в виде черного босого мужика с горящими глазами или старичка с длинной бородой. Банник мог просто подшучивать над моющимися, хохотать за стенкой, бросать камни или не выпускать из бани. Но если его рассердить — мог запарить и до смерти.
Другого банного духа представляли в женском обличье. Эта сущность обитала там, где не селился банник. У нее нужно было просить разрешения попариться или переночевать в бане, а за полуночные купания она могла обварить кипятком или ободрать кожу.
Как звали этого духа?
Дальше

2 из 10

Маленькие чертенята анчутки из восточнославянских поверий делились на полевых, банных и водных. Последние были самыми опасными: внезапные судороги у пловцов обычно связывали с проказами анчутки.
Обликом он походил на обычного черта, имел рожки на голове и свиной пятачок, но вместо традиционных козлиных копытец у него были лапки этой птицы:
Дальше

3 из 10
Демоническая рептилия-оборотень юха из башкирской мифологии принимала облик красивой девушки, выходила замуж за первого встречного и постепенно, день за днем выпивала его кровь досуха. По ночам юха превращалась в змею и ползла к реке, чтобы утолить жажду. В этот момент ее было легко разоблачить и сжечь.
А что нужно было сделать, чтобы вывести юху на чистую воду?
Дальше
4 из 10
В отличие от юхи чувашский призрачный демон-змей вереселень не являлся первым встречным, а выбирал жертвами вдов и вдовцов. Убитый горем человек, в доме которого поселился вереселень, постепенно все больше бледнел, худел, переставал разговаривать и тихо умирал.
Кем или чем прикидывался вереселень?
Дальше
5 из 10
Татарский демон убыр чаще всего жил внутри человека: он выбирал колдуна, замещал его душу и управлял им. По ночам убыр мог выбираться из человеческого тела через дыру под мышкой и принимать разные облики — от домашней кошки до огненного колеса. После смерти колдуна убыр поселялся в могиле и продолжал ходить по земле и вредить людям — например, вызывал засуху.
Как он это делал?
Дальше
6 из 10
Злой водный дух албасты — уродливая женщина с длинными руками и обвисшей грудью, закинутой за плечи, — встречается в мифологиях многих народов, от аварцев до удмуртов. Во всех образах она наводит страх на людей, насылает ночные кошмары и болезни, способна выпить кровь и защекотать до смерти. Но в башкирской мифологии албасты когда-то была доброй богиней, которая со временем растеряла почитателей и превратилась в низшего духа.
Чему покровительствовала албасты?
Дальше
7 из 10
Дух сухасулу из мифологии лакцев, лезгин и табасаранов внешне похожа на албасты и, по поверьям, тоже любила вредить людям. По ночам она проникала в дом, садилась на живот спящему человеку и душила его. Однако тем, кто ей нравился, сухасулу частенько помогала по хозяйству и оставляла золотые украшения. Человеку, который сумел завладеть ожерельем сухасулу из ослиных косточек, она обязывалась служить.
Но служба длилась недолго, так как никто не мог сохранить ожерелье у себя. Почему?
Дальше
8 из 10
В фольклоре коми была своя Баба-яга — старая сварливая чародейка Ёма с железными зубами и когтями, мохнатыми глазами и огромным носом. Но Ёма передвигалась не в ступе, а на ведьмовском хищном животном, которое часто помогало герою — например, прятало его в шерсти или перевозило в потусторонний мир.
Что это за зверь?
Дальше
9 из 10
Нечистая сила калян из сказаний коми-зырян и пермяков могла принимать облик высокой девушки с длинными косами и голубыми глазами, одетой в дорогой шелковый сарафан. В быличках калян кипятила воду в колодце, варила в нем белоснежные гладкие пельмени, а потом ходила по домам и угощала ими людей.
Что нужно было сделать, чтобы избавиться от назойливого гостя?
Дальше
10 из 10
В адыгской мифологии олицетворением злых сил природы был бляго — существо, способное проглотить солнце и луну, пролить из огромной пасти дождь, дыханием свалить наземь всадника. Однажды он перекрыл реку и потребовал в дань юную девушку, но его одолел богатырь.
Кем был бляго?
Дальше