Шрифт
Цвет
Графика
Культура.РФ\Нечистая сила в мифологии разных народов России
Начать зановоО викторине
#1
В народных мифах и преданиях на одного доброго духа приходится несколько злых. Каждый из них может закружить, запутать и загубить человека, который не умеет обращаться с нечистой силой или намеренно нарушает правила. Сможете ли вы вывести на чистую воду оборотня, не попасться в лапы банным духам и избавиться от назойливого потустороннего гостя?
1 из 10
По крестьянским поверьям, в бане — месте хоть и чистом, но не освященном — обитала нечисть. Хозяином помещения считался банник: его представляли в виде черного босого мужика с горящими глазами или старичка с длинной бородой. Банник мог просто подшучивать над моющимися, хохотать за стенкой, бросать камни или не выпускать из бани. Но если его рассердить — мог запарить и до смерти. Другого банного духа представляли в женском обличье. Эта сущность обитала там, где не селился банник. У нее нужно было просить разрешения попариться или переночевать в бане, а за полуночные купания она могла обварить кипятком или ободрать кожу.
Как звали этого духа?
Обдериха
Кипяточница
Банница
Кикимора
Ответить
Дальше
2 из 10
Маленькие чертенята анчутки из восточнославянских поверий делились на полевых, банных и водных. Последние были самыми опасными: внезапные судороги у пловцов обычно связывали с проказами анчутки.
Обликом он походил на обычного черта, имел рожки на голове и свиной пятачок, но вместо традиционных козлиных копытец у него были лапки этой птицы:
Вороны
Цапли
Зимородка
Утки
Ответить
Дальше
3 из 10
Демоническая рептилия-оборотень юха из башкирской мифологии принимала облик красивой девушки, выходила замуж за первого встречного и постепенно, день за днем выпивала его кровь досуха. По ночам юха превращалась в змею и ползла к реке, чтобы утолить жажду. В этот момент ее было легко разоблачить и сжечь.
А что нужно было сделать, чтобы вывести юху на чистую воду?
Жарко натопить все помещения в доме
Накормить юху соленой пищей
Напоить юху крепким вином из алычи
Укутать юху в шерстяной платок
Ответить
Дальше
4 из 10
В отличие от юхи чувашский призрачный демон-змей вереселень не являлся первым встречным, а выбирал жертвами вдов и вдовцов. Убитый горем человек, в доме которого поселился вереселень, постепенно все больше бледнел, худел, переставал разговаривать и тихо умирал.
Кем или чем прикидывался вереселень?
Большим черным котом
Пожилым путником
Постоянным пронизывающим сквозняком
Покойным мужем или женой
Ответить
Дальше
5 из 10
Татарский демон убыр чаще всего жил внутри человека: он выбирал колдуна, замещал его душу и управлял им. По ночам убыр мог выбираться из человеческого тела через дыру под мышкой и принимать разные облики — от домашней кошки до огненного колеса. После смерти колдуна убыр поселялся в могиле и продолжал ходить по земле и вредить людям — например, вызывал засуху.
Как он это делал?
Выпивал реки и озера
Посыпал землю солью и конским навозом
Проглатывал облака
Не давал дождинкам долетать до земли
Ответить
Дальше
6 из 10
Злой водный дух албасты — уродливая женщина с длинными руками и обвисшей грудью, закинутой за плечи, — встречается в мифологиях многих народов, от аварцев до удмуртов. Во всех образах она наводит страх на людей, насылает ночные кошмары и болезни, способна выпить кровь и защекотать до смерти. Но в башкирской мифологии албасты когда-то была доброй богиней, которая со временем растеряла почитателей и превратилась в низшего духа.
Чему покровительствовала албасты?
Мореходству
Скотоводству
Домашнему очагу
Бортничеству
Ответить
Дальше
7 из 10
Дух сухасулу из мифологии лакцев, лезгин и табасаранов внешне похожа на албасты и, по поверьям, тоже любила вредить людям. По ночам она проникала в дом, садилась на живот спящему человеку и душила его. Однако тем, кто ей нравился, сухасулу частенько помогала по хозяйству и оставляла золотые украшения. Человеку, который сумел завладеть ожерельем сухасулу из ослиных косточек, она обязывалась служить.
Но служба длилась недолго, так как никто не мог сохранить ожерелье у себя. Почему?
Ночью сухасулу душила хозяина до смерти
Дух хитростью выманивал ожерелье обратно
Ожерелье рассыпалось само через семь лет
Сухасулу силой отбирала ожерелье
Ответить
Дальше
8 из 10
В фольклоре коми была своя Баба-яга — старая сварливая чародейка Ёма с железными зубами и когтями, мохнатыми глазами и огромным носом. Но Ёма передвигалась не в ступе, а на ведьмовском хищном животном, которое часто помогало герою — например, прятало его в шерсти или перевозило в потусторонний мир.
Что это за зверь?
Верстовой пес
Варакушка — четыре вершка
Аршинный кот
Сорокафутовый медведь
Ответить
Дальше
9 из 10
Нечистая сила калян из сказаний коми-зырян и пермяков могла принимать облик высокой девушки с длинными косами и голубыми глазами, одетой в дорогой шелковый сарафан. В быличках калян кипятила воду в колодце, варила в нем белоснежные гладкие пельмени, а потом ходила по домам и угощала ими людей.
Что нужно было сделать, чтобы избавиться от назойливого гостя?
Попробовать пельмени и похвалить их
Переехать в соседнее поселение
Призвать на помощь Ёму
Плеснуть в нечисть кипятком
Ответить
Дальше
10 из 10
В адыгской мифологии олицетворением злых сил природы был бляго — существо, способное проглотить солнце и луну, пролить из огромной пасти дождь, дыханием свалить наземь всадника. Однажды он перекрыл реку и потребовал в дань юную девушку, но его одолел богатырь.
Кем был бляго?
Черным змеем
Бурым медведем
Драконом
Каменной куницей
Ответить
Дальше
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%