Шрифт
Цвет
Графика
Юон  К.Ф.
Персона

Юон Константин Федорович

Годы жизни: 1875—1958
#2

Константин Федорович Юон — выдающийся русский живописец реалистического направления, график, театральный художник. Мастер пейзажа, он превосходно умел изображать атмосферу русской старины и посвятил свое творчество красотам родной Москвы и старинной российской провинции, — памятникам архитектуры, русской природе. Колоритные картины Юона вдохновляют и поднимают настроение, потому что они жизнерадостны и полны красок.

А еще Константин Юон был одним из основателей творческого сообщества «Союз русских художников», признанного одним из самых крупных и авторитетных выставочных объединений того времени.

#4

Творческий путь

#5

Константин Юон вырос в обеспеченной многодетной семье, обрусевшей к моменту его рождения. Свою звучную фамилию он получил от предков, выходцев из Швейцарии.

Тяга к живописи проявилась у него с детских лет. Однако он не сразу определился со своим призванием, находясь перед сложным выбором, — живопись или архитектура. Он признавался, что именно любовь к архитектуре сподвигла его поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но в конце концов «краски перетянули», и Юон стал живописцем.

В училище Юон обучался у Константина Аполлоновича Савицкого, Абрама Ефимовича Архипова и Николая Алексеевича Касаткина. Но вскоре передвижники вышли из моды, а молодежь увлекалась новаторами, считая их более передовыми и интересными.

С 1896 до конца 1900-х годов Константин многократно приезжал в Париж, где занимался рисунком и живописью в частных студиях, вдохновлялся произведениями импрессионистов. В 1898 году он начал давать частные уроки живописи, параллельно работая в мастерской Валентина Александровича Серова и посещая пейзажный класс Исаака Левитана в МУЖВЗ.

Также с 1899 года Константин Юон был экспонентом Московского товарищества художников (МТХ).

В 1900 году Юон женился на крестьянской девушке Клавдии Алексеевне Никитиной из деревни Лигачево Солнечногорского района Подмосковья, куда ездил для работы на природе. Там у семьи Юон был дом, в котором была оборудована мастерская, где художник работал с 1908 года и до конца жизни. На его картинах навсегда запечатлены местные деревенские пейзажи.

#6
«Зима. Мостик. Лигачево», 1914 год. Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
#7

В этом же году Юон открыл собственную студию живописи, в которой преподавал семнадцать лет совместно с Иваном Осиповичем Дудиным.

В 1903 году он становится постоянным участником выставок творческого сообщества «Союз русских художников», а с 1904 года, наряду с Абрамом Архиповым, Игорем Грабарем, Аркадием Рыловым, Константин Юон входит в комитет Союза, признанного одним из самых крупных и авторитетных выставочных объединений начала века. На картинах мастер воссоздает старинную архитектуру русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Пскова, Ростова, Нижнего Новгорода и т. д.), передает традиционный быт и особую атмосферу, дышащую стариной, ритм жизни, протекающей на фоне церквей, которые становились свидетелями различных исторических событий.

#12
 «Утро Москвы», 1942 год. Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева
#13
«В Сергиевом Посаде», 1911 год. Музей-квартира Н.С.Голованова
#9

В 1906 году он избирается постоянным членом парижского Осеннего Салона и экспонируется за рубежом.

Творчество Юона не ограничивалось одной живописью — он работал в разных областях: так, с 1907 года он создавал театральные декорации к спектаклям, а в 1913-м году поработал театральным художником оперы «Борис Годунов», главную партию в которой исполнил Федор Иванович Шаляпин. Подход Юона к декорационному оформлению не оставил Шаляпина равнодушным — некоторые эскизы настолько понравились певцу, что по окончании спектаклей он их выкупил.

Со второй половины 1910-х годов популярность выставок «Союза русских художников» пошла на спад из-за множества других образовавшихся объединений, которые составляли ему конкуренцию. Но по-прежнему «Союз русских художников» сохранял репутацию главного творческого сообщества русского искусства.

В 1925 году живописец примкнул к движению Ассоциации художников революционной России. С 1948 года, на протяжении двух лет Константин Федорович занимал пост директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств — структурного подразделения Академии художеств СССР. Помимо живописной деятельности, он продолжал активно трудиться над художественным оформлением спектаклей и графикой.

Во время войны живописец написал большое количество пейзажей родного города, увлеченно работал как театральный художник.

С 1952 и в течение трех последующих лет Юон занимал должность профессора живописи в разных университетах, в числе которых, например, Московский художественный институт имени Василия Ивановича Сурикова, институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина в Ленинграде. Кроме того, он известен как первый секретарь Правления Союза художников СССР.

Художник скончался в Москве в 1958 году на 83-м году жизни.

#10

Творческий метод

#11

В дореволюционный период творчества Юон работал в двух направлениях: панорамный городской пейзаж и театрально-декорационное искусство. В своих работах того времени он смешивал два художественных течения: Юон придерживался традиционных подходов реализма, но добавлял в картины элементы импрессионизма. Ведущей темой творчества выступали города: родная Москва, где художник прожил всю свою жизнь, и российская провинция, которым он оставался верен до самого конца, даже несмотря на многочисленные зарубежные поездки. Художник вдохновлялся народными традициями, русскими народными увеселениями и праздничными гуляниями, поэтому его картины передают атмосферу радости и свободы: визуально расширяют пространство свет и воздух, а еще часто все объекты показаны сверху. Органично вписана в пространство архитектура — купола и площади, которой он вдохновлялся во время своих путешествий по России.

На дореволюционных полотнах Юона можно увидеть также и сцены из русского народного быта, портреты девушек-крестьянок.

После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, разве что в целом в работах на военную и революционную тематику стало меньше красочности, динамичности и выразительности. Но так было не всегда. В этой связи стоит отметить «космический» цикл мастера — прежде всего, благодаря знаменитому полотну «Новая планета» 1921 года. В эту работу, как и в других из цикла, привнесены символизм и условность театральных декораций, так близко знакомых Юону. Константин Юон никогда не поддерживал революцию, но воспринимал её как событие вселенского масштаба, которое слишком весомо, чтобы загонять его в категорию добра или зла. Отсюда множественные символические и аллегорические мотивы в его работе, о которых, не переставая, спорили современники.

Работы Константина Федоровича Юона — живопись, заряжающая оптимизмом: ярко-красочные, динамичные, светлые и солнечные картины художника наполняют все вокруг движением, цветом и вдохновляющей красотой. Их хочется рассматривать и снова и снова возвращаться к ним.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%