Член объединения «Мир искусства», популярный портретист начала XX века, Константин Сомов запомнился современникам как автор «исторических фантазий». Он вдохновлялся эпохой рококо, а своих героев изображал в нарядах XVIII века. Еще Сомов был известным иллюстратором. Он создал рисунки к произведениям Александра Пушкина, Николая Гоголя, Александра Блока и Константина Бальмонта, оформлял журналы «Мир искусства» и «Золотое руно».
Персона
Сомов Константин Андреевич
Годы жизни: 1869—1939
#2
#3
Детство Константина Сомова
#4
Константин Сомов родился 30 ноября 1869 года в Петербурге. Его мать, Надежда Лобанова, с детства прививала детям любовь к искусству. Она занималась с ними музыкой, учила петь и играть на музыкальных инструментах. Вместе с братом и сестрой, Александром и Анной, Сомов часто бывал в театрах и музеях. А еще семья коллекционировала предметы искусства. Александр Бенуа вспоминал, что стены их квартиры«были густо завешены картинами».
Отец будущего художника, Андрей Сомов, происходил из известной дворянской семьи. Он перевел на русский язык сочинения Галилея, работал старшим хранителем Эрмитажа, составил несколько каталогов для российских музеев, редактировал отдел изящных искусств Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. А брат Андрея Сомова, Осип Сомов, преподавал математику в Санкт-Петербургском университете.
С детства Константин Сомов увлекался искусством, много рисовал. Однако свои работы он никому не показывал: стеснялся их и считал неудачными.
Образование Сомов получил в Петербургской школе Карла Мая — одной из самых известных частных гимназий столицы. Здесь он подружился с Вальтером Нувелем, Александром Бенуа, Дмитрием Философовым. Гимназисты основали кружок «Невские пиквикианцы», где читали друг другу лекции по истории, философии, искусству. Позднее в это объединение вступили Леон Бакст и Сергей Дягилев.
По рекомендации отца в 1888 году Сомов поступил в Академию художеств, где стал учеником Ильи Репина. Свои ранние работы он продемонстрировал на выставке «Blanc et noir» («Белое и черное»), которую организовало Общество русских акварелистов. На ней художник представил в основном свои этюды. Александр Бенуа писал об этой выставке:
С детства Константин Сомов увлекался искусством, много рисовал. Однако свои работы он никому не показывал: стеснялся их и считал неудачными.
Образование Сомов получил в Петербургской школе Карла Мая — одной из самых известных частных гимназий столицы. Здесь он подружился с Вальтером Нувелем, Александром Бенуа, Дмитрием Философовым. Гимназисты основали кружок «Невские пиквикианцы», где читали друг другу лекции по истории, философии, искусству. Позднее в это объединение вступили Леон Бакст и Сергей Дягилев.
По рекомендации отца в 1888 году Сомов поступил в Академию художеств, где стал учеником Ильи Репина. Свои ранние работы он продемонстрировал на выставке «Blanc et noir» («Белое и черное»), которую организовало Общество русских акварелистов. На ней художник представил в основном свои этюды. Александр Бенуа писал об этой выставке:
#5
С этого момента Костя приобретает у нас значение настоящего художника, только с этого момента мы все, а я в особенности, начинаем ждать от него чего-то замечательного.
#6
Часть работ после выставки купил Сергей Дягилев.
#7
Студент парижской Академии Коларосси
#8
В 1897 году Константин Сомов решил перебраться в Париж, чтобы учиться живописи там. К тому моменту он считал программу петербургской Академии художеств устаревшей: здесь совсем не изучали новые течения в живописи.
Во Франции Сомов поступил в Академию Коларосси. Эту частную школу основал скульптор Филиппо Коларосси. Здесь же учились Альфонс Муха, Амедео Модильяни, Евгений Лансере.
Вскоре Сомов увлекся французским рококо — художественным стилем, который был популярен в XVII–XVIII веках. Для этого направления были характерны сложные формы, обилие деталей и орнаментов. Тогда же Константин Сомов полюбил фарфор, начал его собирать и даже создавать эскизы статуэток.
В 1899 году художник вернулся в Россию, где вскоре начал сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. Там выпустили его скульптуры: «Влюбленные», «Дама, снимающая маску», «На камне», «Граф Нулин». Некоторые из этих статуэток компания повторяет до сих пор.
В эти же годы Сомов начал заниматься графикой. Он иллюстрировал книги Александра Пушкина, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Николая Гоголя, Константина Бальмонта и других писателей.
Александр Бенуа пригласил Сомова присоединиться к редакции нового художественного журнала «Мир искусства» — создавать иллюстрации и обложки. А вскоре Константин Сомов стал одним из учредителей одноименного художественного объединения. Его члены выступали против традиций академизма, призывали авторов экспериментировать, изучать западное искусство.
Во Франции Сомов поступил в Академию Коларосси. Эту частную школу основал скульптор Филиппо Коларосси. Здесь же учились Альфонс Муха, Амедео Модильяни, Евгений Лансере.
Вскоре Сомов увлекся французским рококо — художественным стилем, который был популярен в XVII–XVIII веках. Для этого направления были характерны сложные формы, обилие деталей и орнаментов. Тогда же Константин Сомов полюбил фарфор, начал его собирать и даже создавать эскизы статуэток.
В 1899 году художник вернулся в Россию, где вскоре начал сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. Там выпустили его скульптуры: «Влюбленные», «Дама, снимающая маску», «На камне», «Граф Нулин». Некоторые из этих статуэток компания повторяет до сих пор.
В эти же годы Сомов начал заниматься графикой. Он иллюстрировал книги Александра Пушкина, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Николая Гоголя, Константина Бальмонта и других писателей.
Александр Бенуа пригласил Сомова присоединиться к редакции нового художественного журнала «Мир искусства» — создавать иллюстрации и обложки. А вскоре Константин Сомов стал одним из учредителей одноименного художественного объединения. Его члены выступали против традиций академизма, призывали авторов экспериментировать, изучать западное искусство.
#9
«Влюбленный в XVIII век»
#10
В 1900-е Константин Сомов был уже известным в Петербурге мастером. В эти годы он создал портреты отца, художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, картины «Дама в голубом», «Заросший пруд». В 1903 году прошла его персональная выставка. На ней Сомов показал более 160 работ — картин, этюдов, акварельных пейзажей, эскизов.
В своем творчестве Сомов вдохновлялся эстетикой XVIII века и эпохи рококо. Он даже изобрел собственный портретный стиль — ретроспективный. Своих героев художник изображал в нарядах XVIII века на фоне старинных зданий и парков. Еще Сомов часто писал натюрморты и стилизованные пейзажи. Современники даже называли его картины «историческими фантазиями», а самого художника — «влюбленным в XVIII век». Персонажами Сомова часто становились кавалеры и прекрасные дамы, герои итальянской комедии дель арте — Пьеро, Арлекин, Коломбина. Кузьма Петров-Водкин писал о творчестве художника:
В своем творчестве Сомов вдохновлялся эстетикой XVIII века и эпохи рококо. Он даже изобрел собственный портретный стиль — ретроспективный. Своих героев художник изображал в нарядах XVIII века на фоне старинных зданий и парков. Еще Сомов часто писал натюрморты и стилизованные пейзажи. Современники даже называли его картины «историческими фантазиями», а самого художника — «влюбленным в XVIII век». Персонажами Сомова часто становились кавалеры и прекрасные дамы, герои итальянской комедии дель арте — Пьеро, Арлекин, Коломбина. Кузьма Петров-Водкин писал о творчестве художника:
#11
Есть ли все это ретроспективность и только? Нет. Прошлое здесь лишь для того, чтобы от него рикошетом возникло современное.
#12
Портреты у Сомова заказывали представители петербургской знати, богатые купцы. Однако еще он часто писал своих родственников и друзей — племянника Евгения Михайлова, художников Мстислава Добужинского и Евгения Лансере. А по заказу журнала «Золотое руно» Сомов создал серию портретов русских поэтов: Вячеслава Иванова, Александра Блока, Михаила Кузьмина.
#13
«Конец эпохи» и эмиграция
#14
После революции 1917 года Сомов не хотел покидать Россию. В дневниках он писал, что пытался научиться жить в новую эпоху. Однако квартиру художника уплотнили, сам он стал получать меньше заказов, а денег не хватало даже на еду:
#15
С моей квартирой мне было грустно расставаться — конец эпохи, — но не слишком… <…> Мне трудно было продолжать мою красивую и роскошную жизнь. Пришлось отпустить прислугу и сжаться со всеми моими вещами в две комнаты. Они вышли похожи на склад мебели.
#16
В 1923 году Константин Сомов все же уехал из страны. Он вошел в комитет Выставки русского искусства в США, но экспозиция прошла без успеха, картины почти никто не покупал. Сомову и другим организаторам пришлось остаться в Америке еще на несколько месяцев: они пытались продать оставшиеся работы на передвижных выставках. А затем племянник Сомова, секретарь и друг Сергея Рахманинова Евгений Сомов, предложил ему остаться за границей.
Художник уехал во Францию, поселился в Париже. Он общался с другими эмигрантами и писал их портреты, оформлял книги и журналы: «Дафниса и Хлою» Лонга, «Манон Леско» Франсуа Прево, иностранные издания русских писателей. Среди его работ этого периода — портреты Мефодия Лукьянова, Сергея Рахманинова, картины «Дверь в сад», «Боксер», «Жадная обезьянка».
Последней работой Сомова стали иллюстрации к роману «Опасные связи» Шодерло де Лакло — портреты главной героини Сесиль де Воланж. Художник умер 6 мая 1939 года в Париже. Похоронили его на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Художник уехал во Францию, поселился в Париже. Он общался с другими эмигрантами и писал их портреты, оформлял книги и журналы: «Дафниса и Хлою» Лонга, «Манон Леско» Франсуа Прево, иностранные издания русских писателей. Среди его работ этого периода — портреты Мефодия Лукьянова, Сергея Рахманинова, картины «Дверь в сад», «Боксер», «Жадная обезьянка».
Последней работой Сомова стали иллюстрации к роману «Опасные связи» Шодерло де Лакло — портреты главной героини Сесиль де Воланж. Художник умер 6 мая 1939 года в Париже. Похоронили его на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
#1
читать дальшескрыть