СРЕДИН Александр Валентинович
17 августа 1872 (Москва) — 15 апреля 1934 (Сан Рафаэль, Франция)
Живописец, график.
Родился в семье служащего таможни, младший брат Леонида Средина — ялтинского врача, друга А. П. Чехова, М. В. Нестерова, А. М. Горького, состоял в родстве с К. С. Станиславским.
Первоначальное художественное образование получил в начале 1880-х под руководством А. А. Киселева. В 1889 поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. Летом брал частные уроки у В. К. Штемберга, работал на этюдах с С. С. Голоушевым (Сергей Глаголь). Около 1890 поступил на естественный факультет Московского университета, позже состоял приват-доцентом кафедры геологии. По окончании университета по совету В. М. Васнецова работал в частной мастерской К. А. Коровина (до 1899), где сблизился с П. В. Кузнецовым, Н. Д. Милиоти, Н. А. Тарховым, С. И. Мамонтовым. С 1898 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств.
В 1897 совершил поездки в Австрию, Италию, Швейцарию, Францию. В 1899–1901 жил в Париже, занимался в Академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана и Ж.-Ж. Бенжамен-Констана, а также в Школе Ф. Колароссии у Жирардо. Посетил Нормандию, Алжир, Савой, Бискру, Тунис и Ниццу. В 1901–1902 жил в Ялте, с 1902 — в Москве. С 1904 экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников. Сотрудничал в журнале «Старые годы», с 1906 являлся членом художественного отдела журнала «Золотое руно», в котором публиковал свои рисунки и статьи, в частности очерки о В. Э. Борисове-Мусатове и М. В. Нестерове. В 1907 стал одним из основателей объединения «Свободная эстетика». В 1906–1907 принимал участие в выставках Общества Леонардо да Винчи, с 1907 — в экспозициях Союза русских художников (стал членом Союза в 1910) и Нового общества художников. В 1906–1907 работы Средина экспонировались на выставках русского искусства в Париже и Берлине, организованных С. П. Дягилевым, в 1911 — на Международной выставке в Риме.
После революции 1917 входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины при Моссовете, занимался учетом и охраной коллекций частных лиц Москвы и Подмосковья. В 1918 стал членом совета по управлению Румянцевским музеем. В 1925–1927 сотрудничал с Государственной Академией художественных наук. В 1924–1925 произведения Средина экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1927 стал одним из учредителей Объединения художников-реалистов.
В 1928 эмигрировал, поселился в Париже. Был участником ассамблей русских художников в парижской мастерской И. Я. Билибина. Сотрудничал в газете «Возрождение». В 1934 трагически погиб под колесами поезда.
Основной темой произведений Средина являлись интерьеры дворцов и усадеб, написанные тонко, в нежной колористической гамме. Преимущественно это камерные работы, в которых, по меткому выражению художественного критика С. К. Маковского, «еще живы тени прошлого». Эстетические взгляды Средина находили множество точек соприкосновения с ретроспективной направленностью творчества мирискусников, хотя сам художник не являлся членом и экспонентом объединения.
Произведения Средина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
17 августа 1872 (Москва) — 15 апреля 1934 (Сан Рафаэль, Франция)
Живописец, график.
Родился в семье служащего таможни, младший брат Леонида Средина — ялтинского врача, друга А. П. Чехова, М. В. Нестерова, А. М. Горького, состоял в родстве с К. С. Станиславским.
Первоначальное художественное образование получил в начале 1880-х под руководством А. А. Киселева. В 1889 поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. Летом брал частные уроки у В. К. Штемберга, работал на этюдах с С. С. Голоушевым (Сергей Глаголь). Около 1890 поступил на естественный факультет Московского университета, позже состоял приват-доцентом кафедры геологии. По окончании университета по совету В. М. Васнецова работал в частной мастерской К. А. Коровина (до 1899), где сблизился с П. В. Кузнецовым, Н. Д. Милиоти, Н. А. Тарховым, С. И. Мамонтовым. С 1898 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств.
В 1897 совершил поездки в Австрию, Италию, Швейцарию, Францию. В 1899–1901 жил в Париже, занимался в Академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана и Ж.-Ж. Бенжамен-Констана, а также в Школе Ф. Колароссии у Жирардо. Посетил Нормандию, Алжир, Савой, Бискру, Тунис и Ниццу. В 1901–1902 жил в Ялте, с 1902 — в Москве. С 1904 экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников. Сотрудничал в журнале «Старые годы», с 1906 являлся членом художественного отдела журнала «Золотое руно», в котором публиковал свои рисунки и статьи, в частности очерки о В. Э. Борисове-Мусатове и М. В. Нестерове. В 1907 стал одним из основателей объединения «Свободная эстетика». В 1906–1907 принимал участие в выставках Общества Леонардо да Винчи, с 1907 — в экспозициях Союза русских художников (стал членом Союза в 1910) и Нового общества художников. В 1906–1907 работы Средина экспонировались на выставках русского искусства в Париже и Берлине, организованных С. П. Дягилевым, в 1911 — на Международной выставке в Риме.
После революции 1917 входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины при Моссовете, занимался учетом и охраной коллекций частных лиц Москвы и Подмосковья. В 1918 стал членом совета по управлению Румянцевским музеем. В 1925–1927 сотрудничал с Государственной Академией художественных наук. В 1924–1925 произведения Средина экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1927 стал одним из учредителей Объединения художников-реалистов.
В 1928 эмигрировал, поселился в Париже. Был участником ассамблей русских художников в парижской мастерской И. Я. Билибина. Сотрудничал в газете «Возрождение». В 1934 трагически погиб под колесами поезда.
Основной темой произведений Средина являлись интерьеры дворцов и усадеб, написанные тонко, в нежной колористической гамме. Преимущественно это камерные работы, в которых, по меткому выражению художественного критика С. К. Маковского, «еще живы тени прошлого». Эстетические взгляды Средина находили множество точек соприкосновения с ретроспективной направленностью творчества мирискусников, хотя сам художник не являлся членом и экспонентом объединения.
Произведения Средина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.