Шрифт
Цвет
Графика
Щедрин С.Ф.
Персона

Щедрин Сильвестр Феодосиевич

Годы жизни: 1791-1830
#2

Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин прожил недолгую, но насыщенную впечатлениями и творчески успешную жизнь. Талант живописца был востребован как на родине, так и в его любимой Италии, где он провел многие годы.

Произведения художника были востребованы среди современников, у него было множество именитых заказчиков. Наследие Щедрина можно увидеть в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, а также в коллекциях региональных выставочных пространств страны. 

#3

Юный талант 

#4

Будущий художник родился 2 (13) февраля 1791 года в Петербурге в семье деятелей искусства. Его отец, Феодосий Фёдорович Щедрин, был знаменитым скульптором и ректором Императорской Академии художеств. Дядя по отцу — пейзажист и профессор Академии Семён Фёдорович Щедрин. Младший брат Аполлон стал архитектором.

Художественный талант проявился у Щедрина в раннем детстве. В 1800 году, когда Сильвестру было девять лет, он поступил Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, а затем перешел в саму Академию в класс живописи к профессору Михаилу Матвеевичу Иванову. Студенческие работы Щедрина неоднократно были отмечены медалями. За выпускной пейзаж в 1811 году ему присудили большую золотую медаль, а также грант на заграничную образовательную поездку для совершенствования мастерства и знакомства с шедеврами искусства.

Однако путешествие пришлось отложить из-за начала Отечественной войны 1812 года. В ожидании художник писал виды родного города. Представитель классицизма, последователь академической живописи, он по-новому преподнес петербургские пейзажи. В своих работах «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге» и «Вид с Петровского острова в Петербурге» Щедрин показал столицу с непарадной стороны. При этом на картинах сохранена традиционная плановость и «сценическая» композиция с деревьями в роли занавеса. В произведениях Щедрина особое место отводилось стаффажу — изображению людей как неотъемлемой части пейзажа: персонажи на его полотнах узнаваемы как по роду занятий, так порой внешне. 

#6
«Вид с Петровского острова в Петербурге», 1816 год. Государственный Русский музей
#7

Знакомство с Италией

#8

Путешествие за границу началось на исходе 1818 года. Щедрин отправился по Европе со своим давним другом — скульптором Самуилом Ивановичем Гальбергом. Их влекла Италия, ее великое культурное наследие и собрание признанных образцов искусства со всего мира. Центром притяжения двух друзей стал Рим. Особое впечатление на Щедрина произвели картины Клода Лоррена, французского живописца и жителя Вечного города. Щедрин внимательно изучал его мастерство изображения бликов на воде, а также особенности передачи световоздушной перспективы.

Первые итальянские работы художника еще несли печать академических традиций. К переменам его подтолкнула поездка в Неаполь и его окрестности в 1819 году, куда Щедрин отправился с поэтом Константином Николаевичем Батюшковым. Великий князь Михаил Павлович заказал у художника пейзаж с видами города, который предстояло выполнить в акварельной гамме.

Из этой поездки Щедрин привез целую коллекцию работ. Он всей душой полюбил побережье Неаполитанского залива, его приморский ландшафт и живописные деревеньки. 

#10
#11

Благодаря ходатайству в Академию художеств, которое Щедрин с коллегами направил через посла в Неаполе и Риме Андрея Яковлевича Италинского, заграничное путешествие удалось продолжить — грант был продлен на два года.

Одним из центральных сюжетов в творчестве Щедрина стал замок Святого Ангела и Собор Святого Петра в Риме. Этот пейзаж, который художник писал на пленэре целых восемь раз, принес ему настоящую известность. Вариации 1823–1825 годов отличаются освещением и палитрой, и каждое из восьми полотен уникально и самостоятельно.

Наконец сформировалесь его палитра: цветовая гамма картин стала заметно светлее, добавилось больше прозрачных голубых и золотистых оттенков. В этой работе художник также избрал новаторскую композицию: главные достопримечательности он поместил на средний и задний планы, а передний отдал рыбацким лодкам, фигурам людей и фасадам домов. Точка, с которой открывался этот вид, привлекала многие поколения живописцев разных стран, потому что позволяла добавить философский пласт восприятия — преемственность поколений на фоне многовековой истории Вечного города. 

#12
«Новый Рим. Замок Святого Ангела», 1924 год. Государственная Третьяковская галерея
#13

Позднее творчество 

#14

Спонсорское путешествие должно было завершиться в 1825 году, но Щедрин принял решение остаться в Италии и вернуться в Неаполь. Благодаря заказам, которые регулярно поступали к художнику, он мог продолжить совершенствовать свое мастерство и обеспечивать жизнь на любимом побережье.

Искусство Щедрина вступило в фазу своего расцвета. Художник с упоением писал пейзажи скалистого побережья с разбросанными по нему селениями близ Неаполя: Альмафи, Сорренто и другими. В Сорренто художник стал бывать особенно часто. Живописца привлекали увитые виноградными лозами каменные террасы, которые нашли отражение в его романтических работах. Особое значение он придавал проработке светотеневых рисунков. Естественным продолжением этой темы стали ночные пейзажи Неаполя, к которым он обратился одним из первых. Так родились наиболее таинственные и романтические работы художника с мастерски переданной игрой окруженного тьмой света. 

#15
«Неаполь в лунную ночь», 1829 год. Государственный Русский музей
#16

Последние годы жизни Щедрина стали беспокоить серьезные проблемы со здоровьем. Несмотря на болезнь, художник активно работал. Он пробовал лечиться в Северной Италии и Швейцарии, на минеральных водах, но безуспешно. Щедрин скончался 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто, так и не вернувшись на родину. Его погребли в церкви, а затем прах художника был перенесен на городское кладбище, где покоится и поныне. Могилу венчает памятник по проекту Гальберга. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%