Шрифт
Цвет
Графика
Поль Синьяк
Персона

Поль Синьяк

Годы жизни: 1863–1935
#1

11 ноября 1863 года родился французский художник Поль Синьяк — неоимпрессионист, сооснователь оригинального художественного метода «пуантилизм».

Живопись Поля Синьяка произвела революцию в искусстве ХХ века. Синьяк был одним из тех, кто изменил технику создания картин, предложив новаторскую идею не перемешивать краски и доказав всему миру обоснованность своего подхода. 

#2

Родившийся в богатой парижской семье, юный Поль рос обласканным ребёнком, ни в чем никогда не нуждавшимся, не имевшим ярко выраженных подростковых проблем. Родители всегда гордились и верили в одаренность сына, и то было небезосновательно: Поль преуспевал в гуманитарных науках и увлекался живописью, любовь к которой ему с детства прививал отец, Жюль Синьяк, все свободное время уделявший рисованию. Даже после смерти отца, 17-летний юноша и его мать не испытывали финансовых трудностей, получив в наследство целое состояние. Поль мог выбрать любую понравившуюся профессию, и сделал выбор в пользу живописи. Но получать образование в Школе изящных искусств ему было совсем неинтересно, больше всего его привлекало творчество импрессионистов, в особенности Клода Моне, картинами которого он искренне восхищался и даже боготворил мастера.

Знаменательным событием в жизни Синьяка стало знакомство с Жоржем Сёра — неоимпрессионистом, входившим в «Общество независимых художников». Под его влиянием Поль изучал работы французского химика Мишеля Эжена Шевреля и немецкого физика Германа фон Гельмгольца о возможностях цветопередачи, благодаря чему впоследствии в корне изменил существующую технику создания картин.

#3

Теория пуантилизма и творческий стиль

#4

На основе научного подхода Синьяк Синьяк изучал и развивал технику пуантилизма — направления неоимпрессионизма, согласно которому картины создавались точечными мазками. В отличие от стиля ранних импрессионистов, которые в большей степени полагались на интуицию, последователи нового направления основывались на достижениях науки о цветовосприятии.

Поль Синьяк любил говорить: «Золотой век не в прошлом, а в будущем». Окраины и спальные районы Франции очаровывали художника не меньше, чем виды центра. В своих работах художник воспроизводил вид, открывающийся не с высоты, а из лодки. Вероятно, последнему способствовало его страстное увлечение популярным в то время парусным спортом. Много путешествуя на собственных судах, а их было в жизни Синьяка аж тридцать два, мастер жадно впитывал впечатления от видов средиземноморского и атлантического побережья Франции, а затем берегов Бельгии, Голландии, Англии, Италии, Греции и других стран. Его знаменитые морские пейзажи поражают богатством цветов, реалистичностью и глубиной эффекта водной поверхности. 

#5
«Песчаный берег моря в Сен-Бриаке», 1890 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
#6

Одна из немногих картин Поля Синьяка, которые находятся в России, — «Песчаный берег моря» включена в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На полотне изображен залив Сен-Бриака, рыбацкого поселка в регионе Бретань. Линия холма делит полотно пополам, наверху — синее небо, которое светлеет к линии горизонта. Этот прием придает ему особую глубину. Внизу на переднем плане — желтый песок с хорошо прорисованными кустарниками, кидающими на него выразительную лиловую тень. Вдали едва различимы маленькие домики и французский флаг на флагштоке, развевающийся на ветру.

Примечательно, что живописец не писал картины с натуры, а творил в своей мастерской, и при этом мог воспроизвести пейзаж в мельчайших деталях. Это поражало современников.

В позднем творчестве Синьяка встречаются работы на стыке двух художественных направлений — импрессионизма и пуантилизма. На полотне «Сосна. Сен-Тропе» 1909 года пейзаж словно выложен кусочками цветной мозаики, но, в отличие от привычного приема остановившегося времени, создаваемого точечной техникой, здесь Синьяк добивается эффекта движения с помощью разнонаправленных мазков, а не точек. Благодаря этому кажется, будто облака плывут, а крона дерева шелестит.

#7
«Сосна. Сен-Тропе (Сосна Берто)», 1909 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
#8

В натюрмортах он концентрировался на фактуре предметов, уделяя гораздо меньше внимания внешней эффектности мотивов.

С 1908 по 1935 г. Синьяк был назначен на пост президента «Общества независимых художников», всячески поддерживал юных художников, брал под свое крыло и старался развивать их дарование.

Уже будучи признанным мастером, Поль Синьяк опубликовал свод правил пуантилизма. В 1911 году он был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона.

Из воспоминаний современников о художнике: «Синьяк любил искусство, человечество и море, три бесконечных горизонта». Эти слова очень точно определяют природу творчества великого живописца.

Живописец умер от сепсиса в августе 1935 года. Последнее, что его волновало перед смертью, «сможет ли он еще писать».

Поль Синьяк был похоронен на кладбище Пер-Лашез во Франции.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%