Шрифт
Цвет
Графика
Пьер Огюст Ренуар
Персона

Пьер Огюст Ренуар

Годы жизни: 1841–1919
#2

Французский живописец, один из основоположников и ключевых фигур импрессионизма, Пьер Огюст Ренуар писал портреты, пейзажи и натюрморты. Художник всегда творил с воодушевлением и создавал картины до последнего дня.


Наследие Ренуара составляет около 6000 работ, в каждой из которых живописец старался передать радость бытия, беззаботность и гармонию. Тонкими мазками, смешивая краски сразу на холсте, он писал настроение и запечатлевал сцены, свидетелем которых становился. 

#3

Выбор между музыкой и живописью 

#4

Пьер Огюст Ренуар появился на свет в Лиможе 25 февраля 1841 года. Будущий художник родился в многодетной, очень небогатой семье и стал шестым ребенком у родителей — портного и швеи. Когда ему было 3 года, семья переехала в Париж.


В 13 лет мальчика отдали на обучение в мастерскую по росписи фарфора. В то же время и до 1862 года юноша посещал вечерние занятия в Школе рисования и декоративных искусств. Параллельно с этим Пьер Огюст занимался музыкой с известным композитором Шарлем Гуно, который был поражен вокальным дарованием мальчика и прочил ему карьеру певца.


Однако Ренуар выбрал живопись. В 1862 году он поступил в Школу изящных искусств в студию к академисту Шарлю Глейру, где познакомился с Клодом Моне, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Но проучился совсем недолго: Глейр вышел на пенсию и закрыл мастерскую, а Ренуар оставил школу.


Первый выставочный опыт появился у него уже в 1864 и 1865 годах, когда две его работы были приняты Парижским Салоном. В то время его основными стилистическими ориентирами были Жан Огюст Доминик Энгр и Альфред Деоданк — в портретах, а также Густав Курбе — в натюрмортах. Под влиянием его работ Ренуар даже пробовал писать мастихином (лопаткой для смешивания и накладывания красок). Молодой художник также вдохновлялся творчеством Эжена Делакруа. 

#5

Переход к импрессионизму 

#6

Поворотным в творчестве Ренуара стало время, которое он провел на этюдах с Моне в «Лягушатнике». Так называлось популярное кафе на воде на берегу Сены. Ренуар писал преимущественно на пленэре (открытом воздухе). Постепенно его палитра стала светлее, а мазок — тоньше. Он научился передавать свет и избавился от черных теней. Черный на его картинах получался в результате смешения других оттенков, преимущественно красной и синей гаммы. Если Моне предпочитал пейзажи, то Ренуар писал людей. Для «Лягушатника» он выбрал более близкую точку зрения, чтобы вынести на передний план человеческие фигуры и сделать их темой работы. 

#7
«Купание на Сене. Лягушатник», 1869 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#8

В 1870–1871 годах Ренуара призвали в кавалерию для участия во франко-прусской войне, во время которой он, однако, серьезно заболел. После лечения художник вернулся в Париж и узнал о гибели своего друга и соратника Базиля.


В 1873 году Ренуар экспонировался в Салоне Отверженных, в 1874-м — на Первой выставке импрессионистов. Публика и критики встретили ее прохладно. На выставке анонимного кооперативного общества художников Ренуар представил целых 15 полотен, среди которых был знаменитый портрет актрисы Жанны Самари. 

#9
«Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#10

Еще одним знаковым сюжетом для Ренуара стал ресторан Мулен де ла Галетт, который располагался рядом с садом недалеко от его студии. Художник подолгу наблюдал за гостями заведения. Так родилось сразу несколько известных картин — «В саду. Под деревьями Мулен де ла Галетт», шедевр «Бал в Мулен де ла Галетт» и другие. Эти полотна полностью отражают стиль Ренуара 1870-х годов: плавные рельефные мазки, цветные тени, отказ от черной краски, внимание к деталям и текстурам и мастерски выписанный свет, который падает на фигуры людей сквозь листву. 

#11
«В саду. Под деревьями Мулен де ла Галетт», 1876 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#12

Отдельное место в творчестве Ренуара занимали работы в жанре ню. Для них художник приглашал профессиональных моделей, которым дарил подарки, и писал эти картины с особой тщательностью и вниманием. Живописец старался передать в них все очарование женственности, здоровья и молодости. 

#13
«Обнаженная», 1876 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#14

Обращение к классике 

#15

В 1878 году Ренуару удалось поучаствовать в Парижском Салоне. Его работы плохо продавались и получали отрицательные отзывы, и он решил переключиться на выставки в более академической среде. Финансовые трудности удалось стабилизировать благодаря заказам на портреты, которые начинали приобретать популярность.


В начале 1880-х годов Ренуар путешествовал по Европе и даже добрался до Африканского континента. После знакомства с шедеврами Рафаэля, Диего Веласкеса и Питера Пауля Рубенса он решил завязать с импрессионизмом и писать вневременные картины. Поначалу его мазки стали тверже, контрасты, линии и контуры — отчетливее, но этот «терпкий» стиль сменился прежней более мягкой и легкой манерой. 

#16

Последние годы жизни и увлечение скульптурой

#17

На протяжении долгого времени Ренуар страдал от артрита, который начал беспокоить его после травмы. Чтобы облегчить свое состояние, он с семьей переехал на юг Франции в Кань-сюр-Мер, где из-под его кисти выходили полные света и мягких прозрачных красок картины.  

#18
«Пейзаж в Болье», 1899 год. Государственный Эрмитаж
#19

В 1913–1918 годах он работал над совместным проектом с Рикардом Гино, молодым скульптором. Гино превращал в скульптуры эскизы Ренуара, тщательно воплощал не только их идею, но и особенности техники художника. Таким образом, дух полотен живописца был перенесен на скульптуры.


В последние годы жизни художник уже не мог самостоятельно передвигаться, пальцы его не слушались, держать кисть становилось все сложнее. Но он не переставал творить. Его поздние работы стали более набросочными и менее детализированными, что еще сильнее приблизило его стиль к самой сути импрессионизма. Художник создал много натюрмортов, преимущественно с его любимыми розами. Последнюю работу с букетом анемонов на окне он написал уже на смертном одре, заключив ее словами: «Кажется, я начинаю в этом что-то понимать».


Незадолго до этого Ренуар смог в последний раз посетить Лувр и увидеть свои картины. Лишь на закате жизни его творчество наконец смогло обрести славу и всенародное признание.


Художник скончался от воспаления легких 3 декабря 1919 года. Его прах был перезахоронен и ныне покоится рядом с супругой и детьми на кладбище Эссуа. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%