Шрифт
Цвет
Графика
Пьер Боннар
Персона

Пьер Боннар

Годы жизни: 1867—1947
#1
Пьер Боннар — выдающийся французский художник-колорист XX века, один из основателей художественного объединения «Наби» («Пророк»). Это движение выражало протест против академической живописи и представляло собой своеобразную форму стиля «модерн». Его характерными чертами стали плоскостность форм, орнаментальность, акцентирующая роль цветовых пятен.

Однако уже в середине 90-х годов XIX века Пьер Боннар начинает отходить от принципов «Наби». С этих пор мастер творит в собственном индивидуальном стиле, который нельзя причислить ни к одной из художественных школ.

«Единственное, к чему я стремлюсь, — это создать что-то своё», — говорил он. 
#2

Путь в мир живописи

#3

Пьер Боннар родился в семье чиновника и по настоянию отца начал изучать юриспруденцию в университете Сорбонны. Но самого молодого человека уже в раннем возрасте увлекала живопись, потому, отстояв свою точку зрения перед отцом, вскоре он стал параллельно учиться на художника в парижской Школе изящных искусств.

Именно в этой школе сформировалось художественное объединение «Наби», куда, кроме Боннара, входили Поль Серюзьё, Кер-Ксавье Руссель и Амбруаз Воллар. В своем творчестве они ориентировались на поздние работы Поля Гогена, в которых решающее значение отдавалось колористике и сочетанию цветов, склонности к линейности и орнаментальности. Они считали, что художники-пейзажисты старой школы просто копировали природу, игнорируя передачу на картинах собственных представлений о ней.

Однако уже в середине 90-х годов XIX века Пьер Боннар начинает отходить от принципов «Наби». С этих пор мастер творит в собственном индивидуальном стиле, который нельзя причислить ни к одной из художественных школ.

В 1891 году, за пять лет до своей первой персональной выставки, художник стал выставлять свои работы. Особая роль в его творчестве всегда отводилась цвету: при помощи нерезких, даже приглушенных цветовых сочетаний мастер-колорист передавал особое настроение на картинах. «Рисование — это чувство. Цвет — это действие разума», — говорил он. 

В его представлении картина строилась на ритмическом чередовании цветовых пятен, которые в определенном соединении создавали объекты.

#5
«Осенью. Сбор фруктов», 1912 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
#6

На творческое формирование художника большое воздействие оказали путешествия, во время которых его взору открывались вдохновляющие пейзажи, которые он стремился зарисовать. Боннар объехал практически всю Европу и Северную Африку, принимал участие в художественных выставках. «Меня притягивало не столь искусство, сколько жизнь художника со всей его — как я думал — фантазией, личной свободой. Я хотел любой ценой избежать монотонной жизни», — признавался он. 

#7
«Сена у Вернонне», около 1911 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина
#8

Несмотря на то, что Боннар часто находился за границей, его всегда охватывало чувство нежности к своей земле. Он был очарован своим родным Парижем и побережьем Средиземного моря, обожал писать их пейзажи.

#9

Главная муза

#10

Одним из центральных объектов творчества Пьера Боннара была женщина. Живописец был большим ценителем женской красоты и любил вникать в нее, разбираться в ней. Считается, что он был одним из первых, кто сумел передать сущность женщин на полотнах, приоткрыть завесу тайны над интимной стороной их жизни.

#11
«Зеркало над умывальником», 1908 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
#12

Главной же женщиной и музой Боннара, которая пленила его сердце, была Мари Буссен — продавщица цветочного магазина. Художник, боготворивший ее на протяжении долгих лет жизни, с упоением писал ее портреты за всевозможными домашними делами и в домашней обстановке, даже когда она принимала ванну. Этой теме посвящен целый цикл интимных сцен, в которых моделью выступала его любимая жена.

В общей сложности Пьер посвятил Мари 384 свои картины. Каждая из картин — это признание в любви к своей спутнице, которая из-под его кисти всегда оставалась юной, несмотря на естественное старение. 

#13

Поздний период творчества

#14

В 1925-м году уже признанный мастер, достигший славы и почета, приобрел небольшое имение на Лазурном берегу, в Ле-Канне. Его супруга Мари Буссен была больна, а теплый и солнечный Лазурный берег гораздо более благоприятен для ее здоровья. В доме была оборудована маленькая студия, в которой Пьер продолжал работать, обычно над несколькими картинами параллельно.

В 1926 году Пьер Боннар был приглашен в Америку в качестве члена жюри престижной премии «Карнеги», присуждаемой американским Музеем Карнеги в Питсбурге. А спустя десять лет, в 1936 году, он сам был удостоен этой премии.

В 1942 году Мари Буссен умерла. А Боннар пережил войну и немецкую оккупацию Парижа, а в 1946 году вновь стал выставлять свои картины. Ближе к закату своей творческой деятельности он стал использовать более насыщенные оттенки и создавать сложные композиции. Яркие, красочные картины нашли отклик в сердцах зрителей и «заслонили собой» трагизм войны.

Умер Боннар в Ле-Канне 23 января 1947 года.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%