Пьер Боннар
Путь в мир живописи
Пьер Боннар родился в семье чиновника и по настоянию отца начал изучать юриспруденцию в университете Сорбонны. Но самого молодого человека уже в раннем возрасте увлекала живопись, потому, отстояв свою точку зрения перед отцом, вскоре он стал параллельно учиться на художника в парижской Школе изящных искусств.
Именно в этой школе сформировалось художественное объединение «Наби», куда, кроме Боннара, входили Поль Серюзьё, Кер-Ксавье Руссель и Амбруаз Воллар. В своем творчестве они ориентировались на поздние работы Поля Гогена, в которых решающее значение отдавалось колористике и сочетанию цветов, склонности к линейности и орнаментальности. Они считали, что художники-пейзажисты старой школы просто копировали природу, игнорируя передачу на картинах собственных представлений о ней.
Однако уже в середине 90-х годов XIX века Пьер Боннар начинает отходить от принципов «Наби». С этих пор мастер творит в собственном индивидуальном стиле, который нельзя причислить ни к одной из художественных школ.
В 1891 году, за пять лет до своей первой персональной выставки, художник стал выставлять свои работы. Особая роль в его творчестве всегда отводилась цвету: при помощи нерезких, даже приглушенных цветовых сочетаний мастер-колорист передавал особое настроение на картинах. «Рисование — это чувство. Цвет — это действие разума», — говорил он.
В его представлении картина строилась на ритмическом чередовании цветовых пятен, которые в определенном соединении создавали объекты.
На творческое формирование художника большое воздействие оказали путешествия, во время которых его взору открывались вдохновляющие пейзажи, которые он стремился зарисовать. Боннар объехал практически всю Европу и Северную Африку, принимал участие в художественных выставках. «Меня притягивало не столь искусство, сколько жизнь художника со всей его — как я думал — фантазией, личной свободой. Я хотел любой ценой избежать монотонной жизни», — признавался он.
Несмотря на то, что Боннар часто находился за границей, его всегда охватывало чувство нежности к своей земле. Он был очарован своим родным Парижем и побережьем Средиземного моря, обожал писать их пейзажи.
Главная муза
Одним из центральных объектов творчества Пьера Боннара была женщина. Живописец был большим ценителем женской красоты и любил вникать в нее, разбираться в ней. Считается, что он был одним из первых, кто сумел передать сущность женщин на полотнах, приоткрыть завесу тайны над интимной стороной их жизни.
Главной же женщиной и музой Боннара, которая пленила его сердце, была Мари Буссен — продавщица цветочного магазина. Художник, боготворивший ее на протяжении долгих лет жизни, с упоением писал ее портреты за всевозможными домашними делами и в домашней обстановке, даже когда она принимала ванну. Этой теме посвящен целый цикл интимных сцен, в которых моделью выступала его любимая жена.
В общей сложности Пьер посвятил Мари 384 свои картины. Каждая из картин — это признание в любви к своей спутнице, которая из-под его кисти всегда оставалась юной, несмотря на естественное старение.
Поздний период творчества
В 1925-м году уже признанный мастер, достигший славы и почета, приобрел небольшое имение на Лазурном берегу, в Ле-Канне. Его супруга Мари Буссен была больна, а теплый и солнечный Лазурный берег гораздо более благоприятен для ее здоровья. В доме была оборудована маленькая студия, в которой Пьер продолжал работать, обычно над несколькими картинами параллельно.
В 1926 году Пьер Боннар был приглашен в Америку в качестве члена жюри престижной премии «Карнеги», присуждаемой американским Музеем Карнеги в Питсбурге. А спустя десять лет, в 1936 году, он сам был удостоен этой премии.
В 1942 году Мари Буссен умерла. А Боннар пережил войну и немецкую оккупацию Парижа, а в 1946 году вновь стал выставлять свои картины. Ближе к закату своей творческой деятельности он стал использовать более насыщенные оттенки и создавать сложные композиции. Яркие, красочные картины нашли отклик в сердцах зрителей и «заслонили собой» трагизм войны.
Умер Боннар в Ле-Канне 23 января 1947 года.