Шрифт
Цвет
Графика
Морис Дени
Персона

Морис Дени

Годы жизни: 1870–1943
#1

Французский художник-постимпрессионист и символист Морис Дени был одним из основателей и теоретиков творческого объединения «Наби», стремившегося к возрождению религиозно-философского искусства.

Творчество Дени сыграло большую роль в переходе искусства от академизма и постимпрессионизма к символизму и абстракционизму. Художник внес заметный вклад во включении искусства в повседневную жизнь. Его росписи украшают дворцы, гражданские здания и городские постройки, а иллюстрации можно найти на страницах книг. 

#2

Начало творчества

#3

Морис Дени появился на свет 25 ноября 1870 года в нормандской коммуне Гранвиль. Он был единственным ребенком у своих родителей — железнодорожного служащего и модистки. В Нормандию семья приезжала на лето, а остальное время жила в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Ле, куда родители будущего живописца перебрались сразу после свадьбы.

Дени посещал лицей Кондорсе — одно из самых старых и престижных парижских учебных заведений, где преуспел в занятиях философией. Мальчик испытывал тягу к свечам и католическому священнодейству. С детских лет он вел дневник, где делился своими идеями на различные темы, описывал видение своего пути — стать христианским художником. В лицее он познакомился с будущими соратниками Эдуаром Вюйяром и Кером-Ксавье Русселем.

В юности Дени часто посещал Лувр, где нашел вдохновение в работах итальянского живописца и католического святого Фра Анджелико, а позднее увлекся работами французского символиста Пьера Пюви де Шаванна. В 1888 году Дени решил продолжить обучение одновременно в двух конкурирующих учебных заведениях — Школе изящных искусств, где он познакомился с Полем Серюзье, и Академии Жюлиана. В Школе зародилась творческая группа «Наби». В нее вошли Пьер Боннар, Поль Серюзье, Кер-Ксавье Руссель, Жан Эдуар Вюйар, а Дени стал теоретиком. Впоследствии Школа изящных искусств показалась ему чересчур классической, поэтому он ее бросил и остался в Академии Жюлиана. 

#4

Объединение «Наби» 

#5

Свое необычное название творческая группа получила от древнееврейского слова «пророк». Набиды создавали свои произведения, чтобы привнести обновление в мир искусства. В основе их философии лежала идея о том, что искусство служит не отражением реальной природы вещей, а синтезом метафор и символов, создаваемых художниками. Именно так, посредством творческой мысли, на холсте воплощается идея, визуализируются грезы. Дени выразил эти положения в программном манифесте, который был опубликован в журнале «Искусство и критика».

Творческий метод у каждого художника группы был свой, однако их всех объединяла собственная философия. Одним из вдохновителей стилистических приемов набидов был Поль Гоген, у которого они позаимствовали идею использования пятен чистых (локальных) цветов — без оттенков и рефлексов.

Картины Дени вне зависимости от темы носили отпечаток религиозной живописи — наследие Фра Анджелико. Художник, получивший прозвище «Наби прекрасных икон», писал фрески и создавал витражи, что нашло отражение в живописных работах. Его полотна лишены подчеркнутой контрастности и жесткости — их отличают приглушенные цвета, плавные и мягкие линии, простые формы.

В 1890 году Морис Дени повстречал свою музу, будущую супругу и мать семерых его детей — Марту Мёрье. Она позировала для многих его работ. «Портрет Марты Дени, жены художника» был написан в 1893 году после свадьбы и в полной мере отражает стиль и манеру живописца. 

#6
«Портрет Марты Дени, жены художника», 1893 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#7

Женские образы и тема материнства, взятые из иконографической традиции, были неотъемлемой частью творческого стиля Мориса Дени. Он сочетал современные ему реалии со средневековыми традициями изображений святых, в женских образах угадывались черты Марты, а фоном часто служил родной Сен-Жермен-ан-Ле, как на картине «Посещение Марией Елизаветы». 

#8
«Посещение Марией Елизаветы», 1894 год. Государственный Эрмитаж
#9

Из всех набидов Дени был наиболее близок к идеям неоклассического искусства. Античный образ трех граций — символа женственности, красоты, радости и юности — художники развивали на протяжении всей истории живописи. Свое видение этой темы Дени воплотил в произведении «Фигуры в весеннем пейзаже». Здесь уже заметен отход от условности и плоскости фигур, прослеживается отсылка к рафаэлевым грациям, но фон по-прежнему остается линейным, в духе более ранних работ художника. 

#10
«Фигуры в весеннем пейзаже» («Священная роща»), 1897 год. Государственный Эрмитаж
#11

Эволюция стиля

#12

Выставка 1899 года, на которой набиды представили очередные работы, отчетливо показала разницу в их стилях и творческих методах и послужила отправной точкой для дальнейшего самостоятельного развития каждого художника.

Набиды выступали за включение искусства в жизненное пространство и уход от станковых произведений, т. е. созданных на мольберте и имеющих ценность вне зависимости от места нахождения. Дени активно развивал эту идею в последующие годы. Художник создал серию литографий, делал книжные иллюстрации и дизайн.

Искусство Дени было востребовано и в России. В 1909 году музыкальный зал московской усадьбы Морозова на Пречистенке украсил ансамбль «История Психеи». Во время Второй мировой войны он был эвакуирован и теперь воссоздан в Эрмитаже. На экспозиции представлено 13 панно художника и изготовленные по его эскизам предметы мебели и вазы. 

#13
«История Психеи», второе панно. «Зефир переносит Психею на остров Блаженства», 1908 год. Государственный Эрмитаж
#14

С отходом от «Наби» живопись Дени подверглась влиянию фовизма: цвета стали ярче и насыщенней, наметился отказ от локального колорита. Обращение к мифологии продолжало сочетаться с современными для художника деталями и сюжетами. Так родилась большая символистская серия «пляжных» работ. 

#15
«Полифем», 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
#16

1919 год в жизни Дени был связан с открытием мастерской церковного искусства и смертью любимой музы Марты. Однако в 1922 году художник вновь женился. Элизабет Гратеролл подарила своему супругу еще двух детей.

В последующие годы Дени посвятил много времени интерьерной росписи. В числе его работ оформление нескольких церквей, роспись купола Малого Дворца (Пти-Пале), потолка театра на Елисейских полях, плафона лестницы парижского Сената, хосписа в Сант-Этьене, дворца Шайо.

Помимо создания художественных произведений, Дени уделял большое внимание написанию теоретических трудов о символизме и религиозном искусстве, а также продолжал вести дневник.

Жизнь художника трагически оборвалась 13 ноября 1943 года на одной из парижских улиц, где его сбил грузовик. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%